10 фактов из жизни и творчества Евгения Носова

15 января исполняется 96 лет со дня рождения выдающегося русского писателя, мастера слова из Соловьиного края, автора «Усвятских шлемоносцев», «Белого гуся» и других шедевров. О том, что составляло суть его творчества, в 10-ти пунктах.   

  1. Нота Царь

Родился Евгений Носов в селе Толмачёво под Курском. Вырос среди природы, с детства разбирался в лесных и прочих природных премудростях.

«Многое даёт мне постоянное общение с природой, – свидетельствует сам Евгений Иванович. – Я заядлый рыбак, любитель ночёвок у костра, наперечёт знаю почти все курские травы, и моей неизменной темой по-прежнему остаётся жизнь простого деревенского человека, его нравственные истоки, отношение к земле, природе и ко всему современному бытию».

Таким образом, чувство природы, сопричастность с ней, природа как целостность стали основой его творчества. В этом плане его можно причислить к той ветви русской классической прозы, которую составляют такие мастера описания природы как Сергей Аксаков, Иван Тургенев, Михаил Пришвин.

Однако есть и разница! Все перечисленные – заядлые охотники, в то время как у Носова во главе угла не охота, а рыбалка. Наблюдение за природой, а не агрессивное вторжение в неё. Поэтому ему ближе «Лесной дневник» Виталия Бианки и книги о грибах и травах Владимира Солоухина.

  1. Нота враг

Вторым мотивом, стремящимся разрушить первый, но тем самым создающим интригу в творчестве Носова, стала война. В полной мере прочувствовать её разрушительную сущность ему довелось на собственном опыте.

К началу войны Евгению Носову было 16 лет, и первые два военных года он провёл под оккупацией. Призвался в Красную армию уже после освобождения Курска – в октябре 1943 года.  Полтора года воевал на передовых позициях в артиллерийской противотанковой батарее. Вместе со своей частью прошёл с боями через Брянск, Могилев, Бобруйск, Минск, Белосток, Варшаву. Был награжден орденами «Красной Звезды» и «Отечественной войны» II степени, медалями «За отвагу» и «За победу над Германией». В феврале 1945 года получил тяжёлое ранение в сражении под Кенигсбергом, поэтому День Победы был вынужден встречать в госпитале.

  1. Вслед за невестой

«Закончив школу, я уехал в Казахстан, где так же, как и потом в Курске, работал в газете», – рассказывает Евгений Иванович.

Но о причине ничего не сообщает. Приходилось слышать версию, что тому виной графа в анкете: жил при оккупации, а раз жил, то и работать приходилось. А работа при оккупации классифицировалась тогда как сотрудничество с врагом. Вот и доказывай потом, что ты не верблюд!

Версия в принципе логичная, однако ничем не подтверждённая. Официальная биография свидетельствует, что в Казахстан Евгений Носов отправился вслед за своей будущей женой Валей Ульяновой, которая после окончания техникума советской торговли получила распределение в город Талды-Курган. В тех местах они и поженились.

  1. Первая творческая профессия

Но до того как стать журналистом, не говоря уж про писателя, он устроился на должность художника-оформителя в областной газете «Семиреченская правда».

Никакого художественного образования Евгений Иванович не имел, но с детства любил рисовать. Причём получалось это у него довольно хорошо.

И это своё увлечение он сохранил на всю жизнь. Рисовал акварелью, маслом. Помимо собственных пейзажей делал также копии. В Курском литературном музее хранится сделанная им на очень высоком уровне копия знаменитой картины Саврасова «Грачи прилетели».

  1. Один из символов Курска

Своё первое литературное произведение – рассказ «Радуга» – Носов написал в 32 года. В 1958 году вышла его первая книга «На рыбачьей тропе». Это был сборник рассказов о природе, большей частью для детей, в котором сразу же проявилась Нота Царь.

Природа для автора – это универсальный космос, и человек должен ему соответствовать – вот в чём состоит суть его жизненной философии.

Мотив любви к природе, животным проходит не только через всё его творчество, но и через повседневную жизнь. В Курске он расклеивал листовки с надписями «Спасите птиц от холода», «Покормите птиц», призывал делать кормушки, причём уже в зрелом возрасте.

А квинтэссенцией животно-природной темы стал рассказ «Белый гусь». Недаром возле Центральной детской библиотеки в Курске установлено его скульптурное изображение. Это не иначе как один из символов Курска; образ, который обязан знать каждый грамотный курянин.

– Само произведение символично для творчества Евгения Ивановича, – рассуждает заведующая Курским литературным музеем Наталья Захарова. – Во-первых, это животный мир, природа. А во-вторых, здесь очень ярко высвечен вопрос нравственности. Когда взрослый гусь ценой своей жизни спасает птенцов. Произведение соединило в себе основы творчества Носова – это нравственность, присущая естественной природе. Разлитая в ней. Автор призывает: смотрите, наблюдайте за природой, и вы многое поймёте в этой жизни!

Кстати, образ носовского Белого гуся весьма созвучен с такими шедеврами европейской культуры ХХ века, как роман-сказка Сельмы Лагелёф «Путешествие Нильса Хольгерсона с дикими гусями по Швеции» и инструментальный альбом рок-группы Camel «Снежный гусь».

  1. Война без войны

Его причисляют к писателям «окопной правды», и у него есть собственный боевой опыт. Но интересная особенность – в своих произведениях он пишет про войну без войны. Или, как в «Усвятских шлемонсцах» – это ожидание войны, ощущение того, что надвигается. Или, как в «Красном вине победы» – воспоминания о пережитом, об уже прошедшем.

Каких-либо описаний мясорубки он избегает. Войну он изображает не прямо, а косвенно. В отличие, например, от Астафьева.

– Такое определение – война без войны – уже устойчиво закрепилось у нас применительно к носовской прозе, – подтверждает главный научный сотрудник Курского литературного музея, доцент кафедры литературы КГУ Сергей Романов. – Хотя батальные сцены при желании найти у него можно – например, в рассказе «Синее перо Ватолина». Но и там артподготовка и последующее сражение поданы даже не глазами, а на слух тех людей, которые прячутся в погребе. А в основном у него либо предощущение грядущих испытаний, либо подведение трагических итогов.

– Тут наверное нужно опираться на его мировоззрение, – развивает тему Наталья Захарова. –  По своему характеру, по своему ощущеннию мира он против войны в любом проявлении. Можно сказать, что он пацифист. Его интересует душа человеческая – как прийти к гармонии. А война – это разрушение.

  1. Идеальное село Усвяты

Наиболее крупное произведение Евгения Носова – повесть «Усвятские шлемоносцы».

«В облике Усвят, – рассказывает сам автор, – в общих чертах проглядывает моя деревня. И хоть писал я не свою хату, не своего дядьку, не своего деда, не своего соседа, но всегда имел в виду моё село, его людей».

Но в то же время это вовсе не реальное село. В нём отсутствуют реалии того времени – колхозного строя, расклачиваний, голода и т.д. Можно сказать, что это село-идиллия, умышленно созданная идиллическая картина.

– Он рисует деревню не такой, какой она была, а какую ему хотелось бы видеть, – соглашается Сергей Романов. – Это его идеал русской деревни и русского человека. Абсолютно мирного. В Усвятах не то что об убийстве человека никто не может подумать, а даже и свинью никто не может зарезать. Для этой цели они посылали за каким-то Акимом Палёным из другого села. И когда перед уходом на войну усвятцы собираются у деда Селивана, их мучает одна мысль: ведь на войне придётся не только умирать, но нужно будет ещё и убивать!

О том же говорит и сам Носов: «Моя мысль: война чужда человеку вообще».

  1. Носов и Астафьев

Они были лучшими друзьями. В конце жизни Астафьев перешёл на резко антисоветские позиции, неоднозначную реакцию вызвал его итоговый роман «Прокляты и убиты», который является развёрнутой иллюстацией его же тезиса о цене победы: завалили трупами.

В этом плане очень интересно как этот роман воспринял Евгений Иванович. Ведь его мнением Виктор Петрович очень дорожил. В статье, посвящённой Константину Воробьёву, Астафьев писал:

«Для меня был и остался до сих пор главным судьей в литературе мой лучший друг Евгений Носов, с которым мы познакомились и сошлись в Москве на Высших литературных курсах. Если мой рассказ или повесть «показались» Носову, он признал и принял новую вещь — можешь тогда смело тащить ее в любой журнал, в любое издательство. Нежный, внимательный, добрый человек, он становится совершенно беспощадным, когда дело доходит до творчества…»

Так вот, роман «Прокляты и убиты» Носов прочитал ещё до публикации, и в обширном письме к автору отметил все моменты, которые посчитал фальшивыми. Такого добра набралось на 8 страниц – замечания, касающиеся с одной стороны сантиментов и мелодраматичности, с другой – излишнего натурализма и матерщины.

Тем не менее, общий вывод положителен: «Книжка, несмотря на все замечания, получилась. В ней много истинного добра, человечности, душевной красоты. Видно что писал добрый, душевный, глубоко сострадающий человек».

Посему бытующее мнение, что после того, как Носов высказался о романе «Прокляты и убиты», их дружба с Астафьевым дала трещину, совершенно не соответствует истине.

  1. Носов и Воробьёв

Именно Астафьев познакомил Евгения Носова с Константином Воробьёвым. Хотя по происхождению они оба куряне, однако Константин Дмитриевич жил в Литве.

Виктор Петрович давно был знаком с Воробьёвым и в нескольких письмах кряду говорил, что есть в Курске «хороший парень Женька Носов» – и что нужно, мол, тебе с ним познакомиться. Воробьёв, наконец, обратил на это внимание – они познакомились и стали друзьями.

Наталья Константиновна, дочь Воробьёва, вспоминает, что, живя в Вильнюсе, очень часто на домашних застольях отец провозглашал тост за Женю Носова.

В 2001 году оба курских писателя – Воробьёв (к сожалению, посмертно) и Носов – были удостоены Солженицынской премии. Это личная премия Александра Исаевича, формировавшаяся из его гонораров и доходов от продажи книг, в основном «Архипелага».

  1. С вами говорит Солженицын

А вот как о предшествовашем награждению моменте рассказывает сам Евгений Иванович:

«…Было острое ощущение конца света.
И вот однажды зимним заиндевелым днем вдруг раздается телефонный звонок, и в трубке совсем близко зазвучал неизвестный голос и в то же время удивительно узнаваемый по своей торопливой деловой тональности…
– С вами говорит Солженицын.
Это было так внезапно, так неподготовленно, что я, совершенно обескураженный, спросил нелепо и глупо:
– А вы откуда?
Говоривший не стал отвечать на мой оторопелый вопрос — откуда он, а сразу же объявил, что мне в паре с Константином Воробьевым присуждается известная всем премия за предстоящий год».

И в этом дуэте тоже видим отношения, основнанные на взаимоуважении и глубокой симпатии друг к другу. Ещё находясь в изгнании, Солженицын обратил внимание на курского писателя и, как стало известно самому Евгению Ивановичу, хорошо о нём отозвался. Что по тем временам было небезопасно.

Со своей стороны Носов сравнивает Солженицына ни много ни мало с Мессией, который отвалил камни гробницы и вывел на свет Божий уже почившего Лазаря.

Это что касается личного отношения. О том же, что и политические взгляды у них практически полностью совпадали, свидетельствует краткая формулировка Евгения Носова:

«ГУЛАГ — это запекшееся невыводимое клеймо, которое, как татуировка, навсегда останется на заново отброшюрованных страницах нашей истории».

П.С. Каждому фрукту своё время

Сегодня много копий ломается касательно школьной программы по литературе – какой она должна быть, что выбросить, что добавить. Интересно мнение по этому поводу Евгения Ивановича:

«Должен признаться, что вспоминаю уроки родной литературы в школе без удовольствия и как-то отдельно от чтения. Из всех школьных предметов я не любил, пожалуй, только литературу. Большая часть русской классики, прочитанной в детстве, входила в школьную программу, однако я затрудняюсь назвать хотя бы одну книгу из этого золотого фонда, которую полюбил ещё с тех пор. Это было не чтение, а какое-то мучение. Выучить биографию писателя, знать к следующему уроку идейно-художественное значение того или другого образа – мне и тогда казалось такое отношение к великой нашей литературе проивоестественным. Жалко и очень больно, что и сейчас оно в ходу. Понимание классики, восхищение ею приходит до обидного поздно».

Оставить комментарий

avatar
  Подписаться  
Уведомление о