Blackmore’s Night 1997 Shadow of the Moon

Чтобы зайти в эту тему, используем негатив, то бишь негативные критические отзывы. Один любитель музыки написал: «Сегодня ещё одна рок дата.25 лет последней работе Черномора в рок-музыке Stranger in us all. После он ушёл в фолк, что лично мне мало интересно».

Однако с такой формулировкой не согласился другой любитель – назовём его Умник: «Ну нет, в фолк он не ушел. Скорее, в псевдоминнезанг и кагбэ окситанскую лирику. Причем, да, уровень имитации так себе. Поверхностный эклектичный винегрет с дурацкими костюмами».

И далее: «Это не фолк и не ренессанс даже на уровне имитации. Плевать, что вам фантазирующий Ричи озвучивал. Я же не говорю, что плохо. Просто не фолк и не ренессанс, а с точки зрения звучания – поверхностный винегрет. Научитесь отличать секвенцию от шванка, окситанский романс от миннезанга, гавот от сарабанды или, там, бретонскую народную музыку от ирландской и германской – может, сами согласитесь…»

И дальше привёл примеры не поверхностного, на его взгляд, а глубинного осмысления фольклора.

Alan Stivell – Tri Martolod

 

 

“Alla fiera dell’est ” – Angelo Branduardi

 

 

Ну что тут скажешь? Видно, что Умник интересуется конкретным музыкальным направлением – а именно современными обработками фолка и старинной музыки. (Насчёт приведённых примеров, конечно, никто спорить не будет – вещи первоклассные).

Но видно также, что он противоречит сам себе: «я же не говорю, что плохо. просто не фолк и не ренессанс, а с точки зрения звучания – поверхностный винегрет». – как это не говоришь, если говоришь – или поверхностный винегрет это хорошо?))

Ещё уровень культуры у него оставляет желать лучшего: «эклектичный винегрет», «дурацкие костюмы» – и это речь об уважаемом миллионами людей музыканте! Сам-то ты кто? Что сделал?

И забывает Умник очень хорошее правило, некогда сформулированное Пушкиным: поэта нужно судить по законам им самим над собой признанными.

Когда он пишет: «псевдоминнезанг и кагбэ окситанскую лирику» – все эти «псевдо» и «кагбэ» говорят о том, что человек подгоняет услышанное под свои представления. И не может понять, что:

– Блэкморс Найт играют свою игру, свой совершенно оригинальный стиль – и не надо их подгонять под что-то (будь то миннезанг или окситанская лирика). Они сами по себе – и в своём стиле безупречны.

– Прежде всего, надо понимать, что они современны, играют то, как старинную музыку – и не только старинную – видит сам Ричи. Нет, это вовсе не эклектика, это органичный синтез, произведённый волшебником Черномором.

– Ричи – не преподаватель старинной музыки, а творец своей собственной.

– Он вовсе не из тусовки современных фолк-сингеров, он – творец Радуги, а Блэкморс Найт – это та же Радуга на новом витке его полёта – когда хард-рок стал для него неактуален…

 

 

Да, именно это и произошло в тот – теперь уже далёкий – 1997 год. Напомним последовательность событий.

После ухода из ДП Ричи Блэкмор не мудрствуя лукаво обращается к своему прежнему проекту Рейнбоу и быстро выдаёт на-гора новый альбом. ДП выпускает Перпендикуляр – и получается: новое против старого, ДП преображаются, а от альбома Ричи попахивает нафталином. И тогда…

Выход Shadow of the Moon стал настоящей бомбой. Никто такого не ожидал. С одной стороны – вместо хард-рока лёгкая по сути музыка, с другой – красивая, мелодичная, сказочная. А так как в то время отмечался настоящий бум творчества профессора Толкина, то и новое творение Ричи пришлось как нельзя кстати, попало на благодатную почву, и стало настоящей альтернативой чернушникам.

Что же видим на диске? После вступительной заглавной Shadow of the Moon  – песни собственного сочинения – следует The Clock Ticks On фламандского нотоиздателя и композитора XVI века Тильмана Сузато. Затем Be Mine Tonight (авторства Ричи и Кэндис), после чего выходим на один из главных шедевров альбома – Play, Minstrel, Play – французскую народную из коллекции Пьера Аттаньяна, тоже XVI век. Здесь, как мы помним, свой автограф на флейте оставил Йен Андерсон. Ocean Gypsy – кавер на песню из альбома «Шехерезада и другие истории» (1975) группы Ренессанс II (то бишь не оригинальной группы Кита Рельфа и Джима Маккарти, а второй её инкарнации под руководством Майкла Данфорда). Как это воспринимается в сравнении с оригиналом? На мой взгляд, лучше.

 

 

Minstrel Hall – инструментальная пьеса Блэкмора в старинном стиле. Magical World – ещё одна традиционная тема. Writing on the Wall – главный прикол альбома – вступление Адажио из балета Чайковского Лебединое озеро, а дальше номер в стиле… диско. Renaissance Faire – вторая вещь из Тильмана Сузато. Memmingen – инструментальная пьеса Блэкмора в старинном стиле. No Second Chance – кульминация альбома, роскошная тема Ричи на стихи Кэндис. Mond Tanz – «Лунный танец», инструментальная пьеса Блэкмора в старинном немецком стиле. Spirit of the Sea – авторская вещь в духе нью эйдж. Greenleeves – «Зелёные рукава», знаменитый британский фолк-стандарт, любимая тема Блэкмора. Wish You Were Here– классный кавер на прекрасную песню шведской поп-группы Rednex.

 

 

Как видим, весьма разнообразная подборка. Каждая песня с индивидуальным, очень ярким и ясным мелодическим рисунком – то, что всегда было главным козырем маэстро. В целом же, набор замечательных песен, о которых можно говорить либо хорошо, либо в превосходной степени.

Стиль? Как мы уже говорили – это синтез. Фолк? Есть элементы фолка, есть народные песни, но понятно, что это не аутентичный фолк. Ренессанс? Да, вполне, по всем показателем, но с поправкой на современность. А ещё это можно занести в категорию ворлд мюзик, ню эйдж…

А для самого волшебника Черномора это не иначе как новый виток творческой спирали, новый отсчёт.

 

Оставить комментарий

avatar
  Подписаться  
Уведомление о