Дух дышит, где хочет…

Итак, если мы хотели найти истинный смысл масонского учения, то мы его нашли – в «Масонских трудах» Ивана Лопухина. Истинное масонство целиком и полностью – и даже больше! – оказалось идентичным… истинному христианству.

Но в свете этого вывода необходимо прояснить два очень важных момента. Во-первых, тезис о том, что, согласно этому учению, только христианство может привести к истине, что только через Христа можно достичь высшей цели существования. И, во-вторых, суть разногласия истинных масонов с официальной церковью.

Начнём с последнего – как с самого простого. Итак, суть разногласия состоит в том, что согласно официальному церковному христианству Бог может проявляться не иначе как через церковную организацию, Христос нисходит в мир лишь посредством КОНКРЕТНОЙ церкви – за право называться такой конкретной, то бишь настоящей, истинной, борются все существующие конфессии. Только так и никак иначе! Но возникает вопрос: почему «только», откуда взялось это «только» и что оно означает? А означает не много не мало – ограничение возможностей Бога, и, по сути, ставит под сомнение всемогущество Бога! Но… «Дух дышит, где хочет, и голос его слышишь, а не знаешь, откуда приходит и куда уходит…» (Ин. 3.8) – и никакие отцы церкви – при всём к ним уважении – не могут закрепить его в раз навсегда установленном месте.

А вот если говорить про «только» – про «только», соответствующее закону мироздания, естественно из него вытекающее, – это то, что касается Церкви внутренней. Для нисхождения Христа, проявления Бога необходима Церковь внутренняя: «Между фарисеями был некто, именем Никодим, один из начальников Иудейских. Он пришел к Иисусу ночью и сказал Ему: Равви! мы знаем, что Ты учитель, пришедший от Бога; ибо таких чудес, какие Ты творишь, никто не может творить, если не будет с ним Бог. Иисус сказал ему в ответ: истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится свыше, не может увидеть Царствия Божия. Никодим говорит Ему: как может человек родиться, будучи стар? неужели может он в другой раз войти в утробу матери своей и родиться? Иисус отвечал: истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царство Божие. Рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух. Не удивляйся тому, что Я сказал тебе: должно вам родиться свыше. Дух дышит, где хочет, и голос его слышишь, а не знаешь, откуда приходит и куда уходит: так бывает со всяким, рожденным от Духа». (Ин. 3.1-8) – Нужно ли добавлять к этому, что внутренняя Церковь, означающая рождение свыше, находится в душе человека?

А теперь обратимся к тезису о том – что никакое иное учение кроме христианства не может привести к истине, что только через Христа можно достичь высшей цели существования. Об этом говорится в «Духовном рыцаре»: «Из Христианских токмо Религий могут быть приняты в Общество Рыцарей Ищущих Премудрости»; а в «Нравоучительном катихизисе» поясняется: «Какой должно быть главное Упражнение (работа) истинных Ф. М.? – Последование Иисусу Христу»; и далее: «Какие суть самыя верныя знаки последования Иисусу Христу? – Чистая любовь, преданность и Крест».

Но ведь и чистая любовь, и преданность не являются предметом исключительно христианства – на этих основаниях строятся по сути все религиозно-духовные системы. В частности, в «Бхагавад-Гите» именно преданное служение Богу носит название бхакти-йога и лежит в основе всего учения, переданного Кришной принцу Арджуне накануне битвы при Курукшетре: «О потомок династии Куру! Разум тех, кто без остатка посвятил себя преданности Мне, целеустремлен и обладает великой верой в Меня, ибо Я его единственная цель. Однако разум тех, кто лишен такой исключительной преданности Мне, извращен бесконечными желаниями, ибо поглощен бесчисленными объектами чувств» (цитируется по: Бхагавад-Гита. Великое Сокровище Сладчайшего Абсолюта / С комментариями Свами Б. Р. Шридхара. – М.: Амрита-Русь; СПб.: Шри Чайтанья Сарасват Матх, 2008. – с. 61).

Там же говорится и про непривязанность к результатам деятельности, что, как мы видели, является одним из главных положений истинного христианства по Лопухину: «Сейчас я опишу нишкама карма-йогу – путь бескорыстных поступков. Тебе следует совершать свои предписанные обязанности, но ты не можешь претендовать на их результаты. Ты не должен действовать с желанием насладиться плодами своего труда, но то, что плоды не принадлежат тебе, не дает тебе право пренебречь своими обязанностями» (с. 64).

По личному опыту знаю, что это – удивительная книга. Мысли о бескорыстии и преданном служении, что вместе и составляет суть чистой любви, пронизывают весь текст «Божественной песни», в каждой её главе, в каждом стихе они накатывают подобно могучим очищающим волнам из глубин собственной души: «И когда твой разум не будет более обеспокоен различными толкованиями Вед и незыблемо укрепится в состоянии самадхи, ты достигнешь пути беспримесной преданности Мне» (с. 66). – В этом пункте находим очень важное положение о том, что различные толкования Вед, то есть Священного Писания, вызывают лишь обеспокоенность разума, внешнего его состояния без проникновения в суть; тогда как самадхи это не что иное как «целостность, объединение, осуществление, завершение, собранность». Но ведь это то же, что внутренняя церковь по отношению к внешней! Внутренняя суть по отношению к различным оболочкам – толкованиям, названиям и конфессиям.

«Как корабль бросает в океане из стороны в сторону сильным ветром, так и ум устремляется за чувствами, которые бесцельно блуждают в поисках наслаждений, унося прочь разум человека, не утвердившегося в преданности Мне» (с. 70). – Недаром этот текст называется «Великое Сокровище Сладчайшего Абсолюта» – для мудрого чтение «Бхагавад-Гиты» можно уподобить питию божественно преображающего напитка, погружению в очищающий океан любви и счастья. Так что же здесь может быть неприемлемо истинному христианину – не тому, для кого важна внешняя сторона, конфессиональная принадлежность, а тому, кто устремлен к самому центру, к сути вещей и явлений?

Но не будем торопиться с выводами. Ибо есть один пункт, который является центральным в христианстве, и которого нет в «Бхагавад-Гите».

На этот момент, как на главный, указывает и Лопухин. Смысл христианства – это крестная смерть на Голгофе – кого? – Спасителя всего человечества. И это означает преображение человечества – макрокосма. Но, кроме того, у каждого христианина есть свой индивидуальный путь, смыслополагающим событием которого является также крестная смерть на Голгофе, индивидуальная смерть его эго, через которую должен он пройти, чтобы достичь высшей цели. Об этом говорится в «Духовном Рыцаре»:

Вопрос: Что Гроб знаменовать может?

Ответ: Смерть и тление, которое есть необходимый путь к возрождению Великаго Мира и всех сущих в нем видимых вещей.

Вопрос: Что еще Гроб напоминать может?

Ответ: Что чрез внутреннюю на сердечном кресте смерть и через гниение ветхаго человека может совершиться в малом мире Новое Творение и Просветление, в котором Духовный человек освободиться от владычества плоти и тмы.

Итого, в Гите не хватает главного христианского положения – крестной смерти! В этом ровно бурлящем бездонном океане отсутствует точка высшего напряжения! Но в то же время читаем: «Отказываясь от всех видов чувственных желаний, безразличный к объектам чувств, без ложного эго и ложного чувства собственности, человек непременно достигает умиротворения, вступая в сокровенные взаимоотношения с Абсолютной Истиной. О Партха, это известно как положительная ступень осознания Вечной Абсолютной Истины, достигнув которой человек никогда более не будет обманут течением мирского бытия. Лишь кратковременное достижение этого состояния, даже в момент смерти, приведет его в божественную обитель» (с. 71-72).

Но давайте задумаемся над тем, каким образом можно освободиться от своего эго и достичь Абсолютной Истины? Только неся свой крест, то есть выполняя долг, только идя правильным путём, на котором тебя ожидает та самая точка высшего напряжения – распятие на кресте – принесение в жертву своего эго. Только так и не как иначе! В таком случае что значит «через Христа»? Через внешнее или внутреннее его значение? Очевидно, что через внутреннее – через суть, через идею, через крестную смерть на Голгофе, то есть собственное жертвоприношение. Но в таком случае суть и идея могут быть облечены в другую внешнюю форму.

Ведь все известные изображения Христа это вовсе не портреты реально существовавшей личности, здесь мы имеем дело с фиксацией, фокусировкой для лучшего восприятия человеческим сознанием образа Высшей Божественной личности. Личности совершенной, сложившаяся иконография которой соответствует представлениям о совершенстве, свойственным европейской эстетической традиции.

Но точно тот же смысл и значение имеет также изображение образа Кришны, с осознанием чего мы выходим на идею интегрального единства различных религиозных систем. В книге «У врат молчания», входящей в многотомную «Историю религии» протоиерея Александра Меня, читаем: «Значение этого нового для арьев образа в индийском сознании огромно; он пережил и брахманизм, и буддизм. В его лице божество приблизилось к человеку, стало его другом, спутником, наставником. Когда читаешь Гиту после Упанишад – ощущаешь тепло и интимность живой встречи души с высшим. И хотя философски Гита тесно связана с «тайным учением» брахманов, Бог для нее не только абстрактное понятие или безличный Абсолют, для достижения которого нужно утратить свое «я»: он – личностный Бог, выступивший из глубин священного Мрака навстречу людям. Поистине, среди древних прообразов Христа одним из первых может считаться Кришна» (М.: Фонд имени Александра Меня, 2002. – с. 100).

В истории Иисуса и Кришны есть немало общих моментов, но есть и ключевое отличие, на которое мы уже указали. В то же время изображения Иисуса не ограничиваются евангельскими событиями, а включают также Иисуса Преображенного, вознесшегося на Небо и выступающего в роли Господа Вседержителя – Бога-Сына, являющегося единым целым с двумя другими ипостасями христианской Троицы. И в этом виде – как Абсолютная Божественная Личность – он целиком и полностью уподобляется Кришне.

Посредством образа Христа, равно как и Кришны, в данном случае осуществляется фокусировка Абсолюта в Личность, доступную ограниченному человеческому сознанию, в результате чего микрокосм соединяется с макрокосмом и действует главный герметический принцип «что наверху, то и внизу».

В «Поучениях Шри Рамакришны» читаем: «Нет различия между Безличным Богом (Брахманом), с одной стороны, и Личностным Богом (Шакти) с другой. Когда о Высшем Существе думают как о бездействующем, Его именуют Абсолютным Богом (Шуддха Брахман); когда о нем думают как об активном творящем, поддерживающем и уничтожающем, Его именуют Шакти, Личностным Богом».

Однако о необходимости именно фокусировки, фиксации, о преимуществе персонализма над имперсонализмом говорится в «Бхагавад-Гите»: «Те, чьи умы привлечены безличным Брахманом, сталкиваются с огромными трудностями, ибо для обусловленной души ни практика, ни конечная цель имперсонализма не приносят радости. Но преданных, посвящающих Мне каждый поступок, принимающих прибежище во Мне одном, думающих обо Мне в полной преданности, не оскверненной эксплуатацией или отречением, и тех, кто таким образом поклоняются и любят Меня, о Партха, Я быстро освобождаю из ужасного океана материальных страданий» (с. 227).

Но согласно тому же источнику, приход Высшей Божественной Личности касается не только путей индивидуальных, но и общечеловеческого исторического процесса, в связи с чем говорится: «О Бхарата, когда бы ни происходил упадок религии и рост бездуховности, Я прихожу лично, подобно рожденному в этом мире. Чтобы освободить Своих святых преданных, уничтожить грешников и установить непоколебимую основу истинной религии, Я прихожу из века в век» (с. 94). – Здесь, конечно, наблюдается противоречие, ибо Боговоплощение для христиан – в символе веры – это единичное событие мировой истории, для индусов же – многократно повторяющееся. Но нужно ли об этом спорить? Учитывая, что неисповедимы пути Господни, а «Дух дышит, где хочет, и голос его слышишь, а не знаешь, откуда приходит и куда уходит…» – имеет ли смысл такой спор?

1
Оставить комментарий

avatar
0 Авторы комментариев
Авторы недавних комментариев
  Подписаться  
новее старее большинство голосов
Уведомление о
trackback