ДУХОВНЫЙ РЫЦАРЬ

В 1997 году в специализированном московском издательстве «Алетейа» в серии «Пути к небу» были в полном объёме переизданы (впервые с 1913 года) «Масонские труды» И. В. Лопухина, а именно «Искатель премудрости, или Духовный рыцарь», «Нравоучительный катихизис истинных ф-к. м-в.» и «Некоторые черты о внутренней Церкви». Первая из этих работ предваряется эпиграфом: «Пламенное усердие к Царю и Отечеству своему, любовь к ближним, ненависть к порокам и стремление разумом и сердцем ополчаться противу враждующих Христианству и Свет Учения Его гонящих, суть доблести Духовных Рыцарей, и одне оне давать могут право и достоинство ко вступлению в Общество, котораго цель есть, подкрепляя силу Законных Властей на земли Предержащих и прогоняя мрак неверия, отверзать в Душах путь к Горнему Иерусалиму».

И следует вступительный раздел под названием: «Общия правила духовных рыцарей, или ищущих премудрости, которыя каждый вступающий перед введением в комнату приуготовления должен подписать, клятвенно обещая исполнять их наистрожайше». – Правила состоят из восьми пунктов, первые три из них суть следующие:

«I. Прилежное упражнение в Страхе Божием и тщательное исполнение Заповедей Евангельских.

II. Непоколебимая верность и покорность своему ГОСУДАРЮ с особливою обязанностию охранять Престол Его не только по долгу общей верноподданных присяги, но и всеми силами стремясь изобретать и употреблять всякия к тому благия и разумныя средства; и таким же образом стараясь отвращать и предупреждать все оному противное тайно и явно, наипаче в настоящия времена Адскаго буйства и волнения противу Властей Державных.  

III. Рачительное и верное исполнение Уставов и Обрядов своея Религии. NB. Из Христианских токмо Религий могут быть приняты в Общество Рыцарей Ищущих Премудрости».

Таким образом, видим нечто прямо противоположное тому, в чём огульно обвиняются масоны: Страх Божий, а не дьявольские козни; Заповеди Евангельские, а не атеизм; верность и покорность Государю, а не революции с восстаниями, кои именуются Адским буйством; наконец, приверженность исключительно христианству – и никаким другим учениям!

Но, возможно, всё дело в дьявольском их коварстве – в том, что за фасадной декларацией скрываются совершенно другие цели? Ведь именно об этом твердят все антимасонские исследователи масонства: втереться в доверие, прикрыв волчью сущность овечьей шкурой, для того, чтобы в конце концов совершить главную подмену: «И это основная формула сатанистов – (дьявол есть бог). И это же масонский трюк – подменить Бога дьяволом», – пишет  Петро Аркадьевич Павлюк. «Имя Христа используется масонами для подмены одного другим. На деле имеется в виду завоевать доверие людей, чтобы заставить их поклоняться дьяволу», – вторит ему Лоллий Петрович Замойский…

Проследим же, каким образом это делается. Основную часть «Духовного Рыцаря» составляет описание ритуала посвящения в франкмасоны и всего с данным таинством связанного, – что согласно названиям разделов выглядит следующим образом: Приуготовление; Введение кандидата к приуготовлению; Первая беседа; Вторая беседа; Третия беседа; Принятие; – и затем краткое описание функционирования ложи: Устроение капитула (открытие капитула и закрытие); Обряд столоваго собрания (открытие и закрытие); Одежды рыцарския; Праздник общества.

Что такое Ритуал? Это – фокусировка сознания, посредством зримых символов фиксация его на высших абстракциях.

Приуготовление: «…между 4-х незажженных свеч должно положить изображение пламенной Звезды с буквою G в середине». – С чьей-то не очень умной подачи пентаграмму стали трактовать в качестве сатанинского символа. Тоже касается и понятия «Великий Архитектор», который в прокрустовом «антимасонском» ложе оказывается тем самым дьяволом-сатаной, которым масоны якобы подменяют Бога. Как говорится, кто ищет, тот всегда найдёт – другой вопрос: КОГО ищет – Бога или дьявола? На наш взгляд, всё гораздо проще и логичнее: как о том говорится в редакторской сноске к тексту Лопухина, Пламенная Звезда масонов соответствует пентаграмме пифагорейцев, символизирующей совершенного человека, что находится в полном соответствии с там же приведённым тезисом: «Познай себя: обрящеши блаженство внутрь тебя сущее».

 

 

Ну а буква G – один из наиболее известных символов масонства, обозначает «Бог» и «Геометрия», что соответствует пифагорейской максиме «Бог есть Геометр». В этой связи вспомним картину Уильяма Блейка «Сотворение мира» или «Уризен, создающий мир», известную также под названием «Великий Архитектор». Ещё более подходящим видится название «Великий Геометр» – вот и циркуль, пресловутый масонский циркуль, определяющий сакральное значение круга. Вопрос на засыпку для всех «антимасонов»: кто изображен на этой картине – Бог или дьявол?

Что же искали Лопухин сотоварищи? Не декларация определяет это, не простое произнесение тех или иных слов и наименований, а мотивы, усилия, предшествующие делам. В разделе «Введение кандидата к приуготовлению» Председатель даёт следующие наставления: «Щастлив будешь, брат, естьли живо ощутишь в себе тму невежества и мерзость пороков и их возненавидишь. Сие ощущение спасительно для тебя будет и может дать тебе существенное средство в единый час, в единую даже минуту духовно приближиться к Источнику Света, который живет во внутреннейшем и близь есть воистину Ищущих Его».

Это ключевой – изначальный и самый главный – момент: без него никакого самосовершенствования быть не может в принципе. Приближаться к Источнику Света можно, лишь находя этот свет в себе самом. Но там где должно быть место светильника – внутри человека – как правило, находится бочка с нечистотами. Поэтому, чтобы светильник горел, для начала нужно очистить для него место – это значит начать планомерное искоренение собственных пороков. Но как это делать? Во-первых, должна быть внутренняя потребность, во-вторых, необходим маяк, которым может быть лишь тот самый Источник Света – его нужно разглядеть опять-таки внутри самого себя.

«Любезные братья! – говорит Председатель, – Во внутреннейшем сердец наших пожелаем добраго успеха испытующему Брату и соединимся в духовном прошении, да Сама Премудрость просвещает его и сопровождает на пути прехождения важнаго Сана его; да Она же Сама вожжет в сердце Ищущаго истинное, существенное желание искать Ея; и да спомоществует ему при многотрудном его путешествии. Сии чувствования должны мы воспламенять в себе вящше и вящше во все испытания и путешествия каждаго Ищущего Брата».

А здесь – прямое объяснение, что путь к Богу возможен лишь через постижение Его Премудрости. И далее – в Первой, Второй и Третьей беседах – находим внутреннее объяснение ритуала, смысл его духовного наполнения. Это – к вопросу о якобы бессмысленности масонских ритуалов. Но читая Лопухина их смысл становится предельно ясен. Итак, Председатель говорит:

«Премудрость для вернейшаго испытания Любителей своих, не желают ли они Света Ея токмо для собственнаго наслаждения своего, а не ради Ея служения; и пребудут ли они Ей верны и в то время, когда ни мало не вкушая Ея сладости, безутешно страждут в бедствиях, яростию тмы Любителям Премудрости наносимых, – ради таковаго испытания, говорю, Премудрость, осияв уже великим просвещением и открыв многия красоты и богатства свои, от узревших уже оныя совсем скрывается и лишает их всех услаждавших предметов! – Образ сего представится теперь и тебе». – Сказав сие, водитель паки завязывает Кандидату глаза, погашает стоящия на столе свечи, берет от него светильник и непогашенный поставляет на стол подле Кандидата; меч же оставляет у него и говорит: «Премудрость скрывает свой свет для испытания, но никогда не лишает она силы соблюсти к Ней верность во время и самых жестоких нападений. В таком состоянии испытательныя слепоты страшиться должно отчаяния, яко величайшаго искушения в сей степени, и могущаго повергнуть в бездну тмы…»

Здесь впервые в данном трактате видим формулировку тезиса о непривязанности к результатам деятельности. Речь идёт о том, что постигать премудрость нужно не с целью стать мудрым, но во имя самой премудрости; творить добро не для того чтобы получить за это награду в виде спасения, но во имя самого добра, то есть во имя Бога; любить не для своего удовольствия, но для Бога.

И наглядно видна связь этого тезиса с символикой масонского ритуала: свет истины,  верность которой даёт силу, которую символизирует меч. Итого, видим, что в каждом элементе масонского ритуала заключён непосредственный смысл того или иного высшего принципа – что наверху, то внизу: божественная абстракция фокусируется в конкретном предмете.

Но совсем другое дело, насколько символика ритуала соответствует реальной жизни того, кто его проходит. Если вообще не соответствует – как у нынешних политических псевдомасонов – тогда и говорить не о чем! Тогда это действительно лишённая всякого смысла бутафория. Ибо смысл здесь не что иное, как связующее звено между высшей абстракцией и реальным воплощением. Нельзя постичь божественный принцип без приведения в соответствие с ним своего Я – только когда оно в нужном состоянии, тогда и устанавливается неразрывная смысловая связь между ними. А если внутри своего Я нет соответствующих условий, тогда никакой Божественный принцип не откроется и связь с ним не установится. А останется только пустая и пошлая оболочка.

Иными словами, Ритуал – это не что иное как Идеал, к которому необходимо стремиться. Без соответствия же ему реальных дел – он теряет всякий смысл. О чём Председатель говорит в разделе «Принятие»:

«И так, должен ты обещать, стараться всеми силами и сколько возможно тебе: I-е – Испрашивать Премудрости от Бога, служить ему и кланятися; истинное же поклонение Ему есть поклонение духом и истинною: Дух есть Бог, и иже кланяется Ему духом и истинною, достоин кланятися. Иоан. IV.24. II-е – Хранить душу и тело твое от осквернения и прилежно убегать всего, что может препятствовать наитию духа премудрости: ибо в злохудожную душу не внидет Премудрость, ниже обитает в телеси, повиннем греху. Прем. Сол. I.4. III-е – Любить Ближних и служить им желанием, мыслями, словами, делами и примером: Бог Любы есть, и пребываяй в Любви, в Боге пребывает, и Бог в нем пребывает. Иоан. IV.16. Размысли и ответствуй».

Не может находиться Божественная премудрость в непригодном для неё – зашлакованном и пропитанном эгоистическими испарениями – месте. По той простой причине, что в таком месте для неё не подготовлено условий и – соответственно – нет свободного пространства. И здесь не имеет значения как ты себя называешь – масон или православный, – посещаешь ты церковную службу или заседания ложи – или вообще ничего не посещаешь. Имеет значение лишь то, что у тебя внутри, чем наполнен сосуд твоей души, на что направлены твои помыслы и мотивы и какие дела в результате ты совершаешь.

В том же разделе немного ниже вновь находим тезис о непривязанности к результатам деятельности: «По некотором молчании вступившему уже на место работы Председающий повелевает Принимаемому в знак покорности, доверенности и особливо в знак неприлепления к богатству Премудрости, которую должно любить и искать единственно для Нея самой, а не ради Ея сокровищ, повелевает ему пожертвовать плодами работы своей». – Тезис этот – один из главнейших для постижения Премудрости  и – как мы покажем ниже – присущ он не только масонству, и не только христианству (см. «Бхагавад-Гита»!)

В то же время здесь же находим и сопряжение масонской символики с высшим смыслом алхимического Великого Делания – не иначе как об алхимическом золоте говорится в следующей фразе: «Вещество, колико бы драгоценно ни было и хотя бы заключало оно в себе все сокровища земныя, не должно быть и не есть целию Истинных Каменщиков. – Но благо есть искати Зерцала Премудрости, дабы видеть пресветлое Лице невидимаго Ея Источника, Божественное Его действие и откровение Пресвятыя Его Воли; в ея же едином исполнении Мудрые обретают все блаженство, всю сладость и все свое богатство».

Требуется небольшое разъяснение. В общественном сознании об алхимии сложилось устойчивое представление как о маниакальном поиске т. н. «философского камня», с помощью которого все металлы можно было бы обращать в золото. Но это было лишь внешнее направление деятельности средневековых алхимиков, ибо искусство трансмутации распространяется не только и не столько на физический мир, но и на духовный. О взаимодействии двух полюсов гласит основное кредо алхимика: освободить дух через материю и освободить материю через дух – solve et coagula (разлагай и соединяй) – то, что носит название ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ: разделение, расчленение, расслоение целого на различные части, формы и ступени; – и ИНТЕГРАЦИИ: объединение в целое каких-либо частей, элементов.

Очень просто, но в то же время точно сказал о смысле алхимии Фернан Шварц: «В самом деле, понятно, что человек легко может измениться, если сменит грубую одежду на изящную и благородную, но ему гораздо труднее так изменить свою глубинную природу, чтобы благородство стало для него внутренне более естественным, чем грубость» (Алхимия и духовная эволюция / в книге: Теории и символы алхимиков. – М.: Новый Акрополь, 1995. – с. 9).

Такое же понимание алхимии как Великого Делания – внутреннего преображения человека – находим и в мартинистском трактате Лопухина: «Братие! да будет нам всегда любезно сие Спасительное Таинство Креста, которому мудрость мира сего не верует, ибо понять его не может; но в котором Истинные Мудрецы ищут и обретают все таинство Премудрости и все свое Блаженство; и коего сущий виден образ при совершении великаго дела Мудрых и при возрождении малаго мира!» – В этом наставлении находим ряд основополагающих идей: – об исключительности христианства для постижения Божественной Премудрости; – о неспособности к её вмещению «мирской мудростью» (то есть теми, кто руководствуется знаниями фрагментарными – дифференцированными, но не интегрированными, разделёнными и не собранными воедино, к каковым относятся представления, замешанные на атеизме, материализме, но также и на внешней религиозности); – о человеке как микрокосме и о его возрождении посредством Великого Делания.

 

 

И вот, наконец, ЦЕЛЬ, каковой она видится истинному франкмасону Ивану Владимировичу Лопухину: «Свет Духовнаго светила сего, исполнив меру определеннаго Просвещения им в стране тмы и заблуждения, пролиется в свое начало; и сам сей избранный Сосуд Премудрости, преображенный в непомрачимую Светлость, вознесется к источнику своему и центрально слиется с высшим Солнцем чистаго Света». – Так что же такое в данном случае Просвещение? Не иначе как неуклонное движение по направлению к изначальному источнику, к первообразу, к самому Центру – согласно учению Сен-Мартена.

К этому имени мы ещё вернёмся, ибо по собственному свидетельству Лопухина именно книга Неизвестного Философа «О заблуждениях и истине» легла в основу его собственного мировоззрения, в одночасье заставила отказаться от вольтерьянства и стать на путь Великого Делания. Но дело не в одном Лопухине – это основа всего мартинизма, того явления, которое с полным на то правом следует признать ИСТИННЫМ масонством, то есть тем, что соответствует религиозно-философскому учению, в отличие от бутафорского политического масонства, имеющего цели никак не совместимые с Великим Деланием и нахождением Центра.

Поэтому всем, кто желает иметь дело не с антимасонскими химерами, а с первоисточником, следует обратиться к трактату Лопухина «Искатель премудрости, или Духовный рыцарь», содержащему в себе квинтэссенцию истинного масонства. В завершающих разделах Устроение капитула и Обряд столоваго собрания «тайна масонства» открывается в высшей степени чётко и ясно.

Вопрос: Где обитает Премудрость?

Ответ: Она везде и представляется взору всех и каждаго, но видима только Любящими Ея; и токмо Ищущими Ея обретается. Прем. VI.12-16.

Вопрос: Что потребно для обретения Премудрости?

Ответ: Единое.

Что это означает? – Опять-таки, ИНТЕГРАЛ!

Вопрос: Что есть человек?

Ответ: Малый мир, ибо он есть извлечение, Екстракт из всех существ, и потому подобится великому миру. Богу же самому он подобен разумною душою, которая божественно влита в живый небесный дух, управляющий человеческим телом, сооруженным из стихии.

Вопроса «Что есть Бог?» в этом разделе нет, но ответ на него содержится в первых словах молитвы при закрытии капитула:

«О Неизглаголанный и Непостижимый Боже, Отец Светов, источник живота и Жизнь единая! Ты еси Премудрый Строитель всего чина и всея лепоты и в Ангельском, и в Небесном, и в Стихийном Мирах, коих согласие есть таинственная Лествица к невидимому Престолу Твоему, и всеми чертами видимаго возвещаеть о Зраке Твоем, сокровенно везде сущем, в чистом свете Натуры…»

И возвращаясь к масонской символике, вокруг которой существует великое множество совершенно диких спекуляций, обратим внимание на следующие разъяснения:

Вопрос: Каким Символом представляют Натуру?

Ответ: Свободные Каменщики изобразили ея чрез Пламенеющую Звезду, толико уважаемую древними их Мастерами и представляющую Божие Дыхание, всеобщий и центральный Огонь, который все сотворенное оживляет, соблюдает и разрушает.

Вопрос: Какие суть еще важнейшие Символы у Свободных Каменщиков?

Ответ: Неотесанный Камень, Кубический Камень и Гроб.

Вопрос: Что может изображаться неотесанным Камнем?

Ответ: Materia prima et cruda Phylosophorum (Первоматерия и состояние «философской незрелости, незавершенности»).

Вопрос: Что может представлять кубический Камень?

Ответ: Sal Phylosophorum (Соль философов).

Вопрос: Что Гроб знаменовать может?

Ответ: Смерть и тление, которое есть необходимый путь к возрождению Великаго Мира и всех сущих в нем видимых вещей.

Вопрос: Что еще Гроб напоминать может?

Ответ: Что чрез внутреннюю на сердечном кресте смерть и через гниение ветхаго человека может совершиться в малом мире Новое Творение и Просветление, в котором Духовный человек освободиться от владычества плоти и тмы.

Оставить комментарий

avatar
  Подписаться  
Уведомление о