Игорь Торшенко: как выйти на уровень души

Из путешествия по Индии художник привёз бочку мудрости и несколько сотен картин

В Курске, в выставочном зале «Звёздный» прошла художественная выставка под названием «Торшенко. Живопись души».

Фамилия без имени говорит о том, что это выставка семейная. Всего здесь 100 картин. Кроме работ Игоря Торшенко на ней также представлены 20 работ его жены Марины, пейзажи и натюрморты старшего сына Сергея и даже несколько (абстрактных) рисунков 4-летнего сына Клима.

А что означает вторая часть названия? Нет, это вовсе не красивая банальность. Название это имеет вполне конкретный смысл, о чём и рассказал нам сам художник.   

 

 

– Что такое живопись души? – размышляет Игорь Торшенко. – Это глубинное искусство, которое происходит на уровне сердца. Художник Василий Кандинский сказал: наша душа – это музыкальный инструмент. Уже настроенный. Просто нужно уметь им пользоваться. Вот цветовые мазочки, а вот молоточки – чем точнее попал, тем красивее будет. И соловей поёт не головой, у него нет консерваторского образования, он поёт душой, сущностью своей.

– Но ведь не каждый это может, хотя у всех есть душа… 

– Здесь требуется, чтоб человек не думал ни о чём… У искусства есть несколько уровней: реализм, умственное искусство, искусство разума, искусство души и духовное искусство. Первые три – когда мы смотрим наружу, а 4-й уровень – внутрь.

Первый уровень искусства – это заменитель настоящего. Говорят: нарисуй как настоящее. А зачем рисовать как настоящее, когда оно и так есть?  Это потребность в заменителе. Если бы вокруг тебя ходили венеры обнажённые, то нарисованная была бы тебе ни к чему… а раз их нет, тогда ты и хочешь нарисованную. Почему люди смотрят кино? Потому что жизнь скучная, неинтересная. А была бы жизнь интересная, в кино бы не пошёл.

– Как говорила мать Витьки Мураша из книги Юрия Томина: у меня каждый день кино…

– Если ты постоянно в движении, в переездах и перелётах: там у тебя симпозиум, там выставка, там встреча, роман, там боевик, – тебе будет не до кино. А если сидишь в офисе с 8-ми до 6-ти – и так целый год, тогда хочется чего-то как настоящее.

Далее – уровень психики. Или умственный. Это мечты и горести. Мечтаем. А когда не сбылось, тогда горюем. Два состояния – или мечтаем, или горюем. Это психика. У кого жизнь удалась – здоровая психика, у кого не удалась – больная.

И каждый рисует либо то, о чём мечтает, либо то, о чём горюет. Это умственное искусство. Сальвадор Дали, сюрреализм, футуризм, гипотезы, мечты, фантазии, юмор, сатира… Показать полёт ума, полёт мысли. А следующий уровень – разум.

 

 

– Разум чем отличается от ума?

– У них разные функции. Когда говорят, что ум за разум зашёл, это плохо. Потому что разум должен контролировать ум. Разум – это знания. Ум и разум – это качества одного сознания. Душа обладает сознанием, а это его качества. Как свет и тепло являются качествами огня.

Ум мечтает, чувствует и думает. А разум – это стремление к познанию. И тот, кто обладает знаниями, может контролировать свои мысли, чувства, желания. А если знаний недостаточно, тогда ум заходит за разум.

Посредством разума постигаются законы. Архимед, Ньютон – это в физике. А в искусстве это Малевич, Кандинский, Мондриан, Клод Моне, Матисс, Пикассо… Эти художники открывают плоскость, линию, пятна, ритм – законы красоты, они способны их обосновать.

– То есть в искусстве законы те же, что и вообще по жизни?

– Да, третий уровень – это человек разумный, его интересуют вопросы: в чём смысл жизни? кто мы и откуда? На уровне разума человек постигает мир. Второй – просто человек. Первый – двуногое животное: поел, поспал, хлеба и зрелищ. Мы проходим по одним и тем же ступеням, но находимся на разных уровнях развития. Если человек находится на первом уровне, бесполезно тащить его на третий и четвёртый. Зелёное яблоко не нужно трусить, надо дождаться пока оно созреет.

Но ещё выше разума – уровень души. Это просто красота и гармония, которые находятся не в теле, не в уме и не в разуме, а в душе. Как наш язык настроен на вкус, так душа – на красоту, на гармонию. Не надо человеку учиться в университете, чтобы понять вкусно или невкусно, красиво или некрасиво. В нас это изначально заложено. Душа обладает всей гармонией и красотой. И когда человек выходит на этот уровень, он делает то, что хочет душа.

 

 

– Но на него ещё нужно выйти, а это ой как непросто!

– Без труда не выловишь и рыбку из пруда. Есть 4 состояния: бодрствование, сон со сновидениями, сон без сновидений и транс. Сейчас мы бодрствуем, когда ляжем спать, мы видим сны. Что означают сны? Что мы волнуемся, нас донимают мысли, которые не дают отдохнуть даже в состоянии сна.

Но есть сон без сновидений – тогда человек отдыхает, нервная система восстанавливается. А транс – это ещё глубже, в этом состоянии человек может постичь свою душу, и даже Бога. То, о чём сказал Исус: Царство Божье внутри вас. Но это невозможно увидеть физическими глазами, нужно смотреть духовным взглядом.

Для того, чтобы из состояния бодрствования перейти в транс, нужно отключить мысли. Именно они мешают нам быть счастливыми. Вот человек получил стресс – его сознание заполнено мыслями о причинах. Но минута радости снимает стресс. А радость берётся из души.

Когда светит солнце, всем радостно. Но вот его затянули тучи – и на душе стало пасмурно. Так вот, наша душа – это вечно блаженная, вечно счастливая частица Бога. Но закрытая оболочками – такими как ложное я, разум, ум, мысли, чувства, эмоции. Это как солнце затягивается облаками, туманом – тем, что мешает нам его увидеть. Поэтому чтобы очистить душу, надо разогнать мысли – вот тогда и достигнешь уровня души.

– Но как это сделать практически?

– Приведём ещё одну аналогию. Это как бурят скважину – вот добурились до воды, затем до нефти, затем магма, огонь… Так и с душой. Человек погружает своё сознание внутрь себя. Для этого необходимо закрыть глаза, уши – всё отключить… и что самое сложное – остановить мысли.

Многие художники об этом мечтали – Джексон Поллок, Виллем де Кунинг, Кандинский – но не смогли пройти внутрь себя, на уровень души. Потому что для этого нужно заниматься серьёзно духовной практикой. Обуздать ум очень сложно. Как сказано: держите свой ум, как незапаханное, незасеянное поле, свободным от мыслей.

 

 

– Но разве может ум замолчать – чтоб не думать ни о чём, хотя бы на минуту?

– Для этого используются духовные практики. Молитвы, йога, медитация, мантры. Молитва есть словесная, умственная и самая глубокая – сердечная. Их главная цель – успокоить ум. Как например Серафим Саровский – до обеда он повторял молитву «Богородице», а с обеда до вечера молитву «Исусу». Повторял одно и то же, и поскольку ум оказывался занят – таким образом прогонялись другие мысли.

На санскрите это называется «ман-тра». Ман – это ум, а тра – освободить. Вот когда ум не думает, тогда человек и достигает уровня душу. Поэтому говорится: кто подчинил свой ум, тот достиг уровня души, царства Божьего. Но в мировом искусстве этого уровня нет. Потому что художники – не монахи, а монахи – не художники.

– В ваших картинах прежде всего обращаешь внимание на отсутствие чёрного цвета (как у импрессионистов)…

– У меня были разные периоды, были и с чёрным цветом. Но смысл в том, что если человек смотрит на радугу, он там не видит чёрного. А радуга есть преломление света. И если человек выходит на уровень света, земные вещи отходят за ненадобностью. Если сказать человеку: нарисуй радость, – чёрную краску он не будет использовать.

– Второй знаковый момент ваших картин – индийские мотивы…

– За свою творческую деятельность я написал несколько тысяч картин, был огромный пласт работ на библейские мотивы. На этой выставке представлены работы за последние 10 лет жизни. Индийские мотивы здесь – это впечатления от пребывания в Индии.

В Евангелии я прочитал, что когда Исус родился, пришли волхвы с Востока. Они вычислили его рождение по звёздам. Никого из местных среди них не оказалось. Когда я это прочёл, то понял, что где-то есть более высокое знание.

А потом я прочитал, что Исус в 13 лет с караваном ушёл в Индию. Ведь в Евангелиях отсутствует информация о его жизни с 13 до 30 лет. Но сведения о пребывании Исуса в Индии содержатся в индийских, буддистских, мусульманских и даже в христианских книгах. Об этом говорит, в частности, Бхавишья пурана.

– Не секрет, что в Индию всегда ходили в поисках мудрости…

– В первый раз я поехал туда в 1995 году. Из аэропорта выхожу и чувствую, что небо открытое. Я был в разных странах – в Европе, Америке, – но такого не ощущал нигде. Небо как выход к другим измерениям, высшим мирам. И когда я там жил, то видел огромное количество святых, йогов, мудрецов, монахов. Это так меня впечатлило, что с тех пор я уже в течение 26 лет каждый год езжу в Индию.

– Не возникало ли в этой связи какого-либо непонимания в религиозном плане?

– Нет, я ведь ничего не проповедую. Мои картины – это не проповедь. Просто с помощью религии, духовных практик я вышел на уровень души. Как соловей. Он ведь не проповедует, а просто поёт и получает счастье от этого. То же самое делаю я. И так может делать любой человек. Вот это и называется – искусство души.

 

Возможно, это художественное изображение (в помещении)

 

Оставить комментарий

avatar
  Подписаться  
Уведомление о