Издательская деятельность Н. Новикова

Эдак углубившись в тему масонства, создается впечатление, что очень уж мы ушли в сторону. Действительно, что мы рассматриваем? предмет литературы? философии? публицистики и движений общественной мысли? Однако этот уход в сторону только кажущийся, ибо предмет пристального нашего внимание есть РУССКАЯ КУЛЬТУРА, которая и сейчас – а в конце XVIII века и подавно! – является, прежде всего, интегральным целым, включающим в себя и литературу, и философию, и публицистику. Поэтому уяснить смысл, содержание и значение русской литературы конца XVIII – начала XIX века не представляется возможным без углубления в сопряженные с ней пространства.

Для отечественного же исследовательского процесса до сих пор было характерно фиксирование на отдельных разрозненных фрагментах, что не давало целостной и органичной картины. К личности Новикова, например, в советское время отношение было весьма благосклонное – но только лишь как к просветителю и диссиденту. В списке изданных в советское время сочинений Новикова видим несколько переизданий (1951, 1959, 1961, 1985), плюс к этому – различные антологии, как то: «Русская проза XVIII века» (в серии «Библиотека всемирной литературы»), «Избранные произведения русских мыслителей второй половины XVIII века», «Русская сатирическая проза XVIII века», «Антология педагогической мысли России XVIII века». Но во всех этих сборниках находим лишь статьи периода «Трутня» и «Живописца» (1769–1774), и полное отсутствие какого-либо следа позднего (масонского) периода (1778–1784) – когда Новиков издавал журналы «Утренний свет», «Московское издание» и «Прибавление к Московским ведомостям». То же самое наблюдается и в вышедшей в серии «Библиотека русской художественной публицистики» книге «Смеющийся Демокрит» (Советская Россия, 1985): «В сборник включены статьи известного русского просветителя, писателя и журналиста XVIII века – тексты сатирических журналов “Живописец”, “Пустомеля”, “Кошелек”, а также “Опыт исторического словаря о российских писателях” и “Пословицы российские”».

Искомое – то есть несколько статей масонского периода – можно найти в «Избранных сочинениях» Новикова 1951 года издания, а также в книге «Н. И. Новиков и его современники» (М.: Изд-во АН СССР, 1963) и в содержащей перепечатки и ссылки на неё хрестоматии «Русская философия второй половины XVIII века» (составитель Б. В. Емельянов, Свердловск, Изд-во Уральского университета, 1990). Но что характерно: хотя в сборнике представлен ряд фрагментов из статей именно масонского периода – «Предуведомление» к первому выпуску журнала «Утренний свет», «О достоинстве человека в отношениях к Богу и миру», «Заключение журнала под названием «Утреннего света»», «Предисловие» к первому номеру «Московского ежемесячного издания» и «О главных причинах, относящихся к приращению художеств и наук» – но при этом их автор попадает не в «Раздел IV. Идеалистическо-мистическая философия. Масонство», а в «Раздел I. Просветительная философия». Объяснение такой классификации можно найти в справке об авторе: «После Пугачевского восстания Н. И. Новиков вступил в масонский орден. Хотя он и сочувствовал многим положениям масонского учения, своим просветительским идеям остался верен». – Иными словами, остался всё же просветителем, а масонам лишь сочувствовал.

Казалось бы, что за беда? В разные эпохи интерес, прежде всего, фокусируется на тех аспектах, которые соответствуют доминирующему мировоззрению. И если в советское время во главу угла ставился материализм и атеизм, то идеи просветительства, конечно же, почитались неизмеримо больше туманного масонского мистицизма. Однако в подходе таком прослеживаются причины, ведущие к фрагментации исследовательского процесса: это, во-первых, противопоставление и разделение – вместо синтеза; во-вторых, неспособность различать внешнее и внутреннее. Конечно, он остался просветителем, но изменилась внутренняя суть его просветительства. Потому что просветительство в данном случае это внешнее, а внутреннее – как раз масонство. Новиков не просто сочувствовал многим положениям масонского учения, а был – наряду с Иваном Григорьевичем (Иоганном Георгом) Шварцем – ЛИДЕРОМ русского масонства своего времени. Недаром ведь именно он, а не кто другой (Шварц умер в 1784 году) больше всех пострадал в результате екатерининского погрома масонов. 15 (!) лет заточения в крепости – таков был приговор. К счастью, отсидеть пришлось лишь 4 года – в связи со смертью Екатерины и воцарением Павла.

Так в чём же состояло его просветительство и в чём – масонство? Просветительство – это деятельность, направленная вовне, на расширение оперативного пространства, масонство же – взгляд вовнутрь самого себя, поиск первоначальной причины, стремление установить связь с единым центром – не в смысле всемирной масонской организации, а в смысле единого интегрального источника мироздания. То есть масонство в данном случае – это прежде всего определяющая идеология.

Поэтому и подход, когда Новикова признают лишь просветителем, – крайне поверхностен, направлен на обмеление исследовательского процесса и – в конечном результате – на фрагментацию и преуменьшение предмета русской литературы XVIII века, ведёт к непониманию её интегральной сущности.

Но и просветительская деятельность подаётся весьма выборочно и фрагментарно. В той же хрестоматии говорится: «В 1784 г. он создал «Компанию типографическую» и начал издавать (перечисляется периодика. – О. К.), а также сотни наименований разнообразных книг по всем отраслям науки и культуры, в том числе по философии, переводы Руссо, Вольтера, Монтескье, Локка, французских энциклопедистов, оригинальные работы русских писателей».

Характерно, что из «сотен наименований» приводятся всего лишь несколько имен французских просветителей, а также их предшественника в идеях Просвещения английского философа Локка. Таким образом, делается вводящая в заблуждение совершенно произвольная фокусировка. Конечно же, дать представление о том, что такое русское масонство XVIII века, такой подход не может. Напротив, он парадоксальным образом упрощает и в то же время запутывает вопрос.

 

О размахе книгоиздательской деятельности Новикова, а также о том, что такое интересующее нас «просветительное масонство», представление может дать «Роспись книгам, печатанным в университетской типографии у поручика Новикова», составленная по приказу Екатерины с целью выявить незаконно напечатанное. Документ приводится в книге М. Лонгинова «Н. Новиков и московские мартинисты», изданной ещё в 1867 году и в первозданном своём виде выложенной на сайте ImWerden.

Всего здесь представлено 362 выявленных на тот момент в продаже наименования в основном списке плюс 3 – «книги отпечатанные, но в продажу не поступившие», 55 – «находящиеся в тиснении», а также 38 наименований, «в оной же лавке продающихся», но напечатанных в других типографиях, 26 из них – в типографии Лопухина (как известно, одна из двух типографий масонского «Дружеского общества» в 1783 году была открыта на имя Лопухина, другая – на имя Новикова).

При анализе «росписи» очевидно, что «просветители», коих обнаружено лишь четыре наименования – Вольтера, Сатирические и философские сочинения; О блаженстве, из творений Ж. Ж. Руссо; Разсуждение на Монтескиеву книгу о разуме законов; Тактика г. Волтера (в переводе Ермила Кострова); – составляли лишь малую толику книгоиздательской деятельности Новикова сотоварищи. Наиболее же обширной была религиозно-христианская литература – самая разнообразная по форме и происхождению. В том числе: Августина Блаженного, Единобеседование души с Богом; Беседы Святаго Отца Василия Великого, на шестоднев; Вера, Надежда и Любовь, учения богословского состав; Житие Святаго Григория Назианзина; Житие Преподобнаго Отца нашего Сергия Радонежскаго Чудотворца; Златая книжица о прилеплении к Богу; Иоанна Златоустаго, книга о девстве; Руководство к познанию Бога по лествице сотворенных вещей; Святаго Дионисия Ареопагита о Небесной Иерархии; Путешествие христианина и христианки, 2 ч.; Блаженнаго Августина о Граде Божии, 4 ч.; Христианин размышляющий, разглагольствующий и кающийся; Святаго отца нашего Григория Палама, десять бесед.

Отметим также: Образ жития Енохова; Разсуждение против атеистов  (сочинение Гуго Гроция); Истина религии, 2 ч.; Драгоценная книжка о внутренней духовной гордости, о глубокой, несведомой и сокровенной злости во всех человеческих сердцах, для чтения всякому человеку весьма нужная и полезная; и ещё Путеводитель к истинному человеческому счастию, 3 ч. – оригинальный философский трактат русского учёного и просветителя Андрея Тимофеевича Болотова (1738-1833).  

О широте взглядов свидетельствует проникновение в другие религиозные традиции: Ахукамукхама шалымнабы, или книги богословии магометанской; Описание жизни Конфуция; О древних мистериях или таинствах, бывших у всех народов.

Важнейшее место – в органичном единстве с христианской традицией – занимала алхимическая и собственно масонская литература, в частности: Парацельса, химическая псалтирь; Иоанна Масона, о познании самаго себя, 3 ч.; Райские цветы (Ангела Силезского); Избранная библиотека для христианского чтения, 2 ч.; Апология вольных каменьщиков; О заблуждениях и истине (Сен-Мартена).

Наконец, художественная литература – образцы изящной словесности как европейской: Библиотека немецких романов, 3 ч.; Донкишот новой, 2 ч.; Золотой осел, 2 ч. (как мы помним, в переводе Ермила Кострова); Поэма Потерянный рай; Путешествие Гулливеровых, 4 ч.; Робинзон Крузе, новой; Похождения Родрика Рандома, 2 ч. (роман Тобайаса Смоллетта); Мессия, поэма, часть I (Клопштока); так и российской: Поэма Владимир возрожденный (Хераскова); Собрание полное сочинений Сумарокова.

Ну и всячина – для самой широкой публики, например: Умозрительный путешественник, или Важныя и смешныя забавы, сочинения г. дю-Френи ; Сказки русския, 10 ч. (признанные, кстати, митрополитом Платоном «сумнительными»); французские сказки Тысяча и одно дурачество, 8 ч. авторства Нугаре, его же Картина глупостей нынешняго века, или страстей различнаго возраста, а также такие книги как Любовный лексикон; Карманная, или памятная, книжка для молодых девиц, содержащая в себе наставления прекрасному полу с показанием, в чем должны состоять упражнения их – в общем, для всех и каждого и на всякий случай жизни – необходимая для издательской деятельности коммерческая составляющая. (Особенно экстравагантно выглядят сегодня такие наименования как Способ нынешняго лечения от угрызения бешеной собаки и от уязвления змеи и Онанизм, или разсуждение о болезнях, происходящих от онанизма, сочинение г. Тиссота). 

Мы умышленно привели столько необычных для нашего уха названий с той целью, чтобы почувствовать дух времени – и увидеть, насколько реальная картина отличается от того стереотипного представления, которое внедрялось посредством фрагментарного тезиса «о Новикове-просветителе, издававшем сатирические журналы, Вольтера и Руссо». Да, издавал – но это лишь небольшой фрагмент, как внешней его деятельности, так и мировоззрения, масонская суть которого это – сумма знаний, интеграл, единство в многообразии, постижение единого источника, который также является и единственным смыслом всех знаний, ибо из него все знания вытекают, к нему и возвращаются. Об этом он сам говорит в «Предисловии» к первому номеру «Московского ежемесячного издания»:

«Хотя многие между людьми прославилися в некоторых частях учености и имена свои предали бессмертию, однако они при всей своей славе могут быть сущие невежды. Всех познаний и наук предмет есть троякий: мы сами, природы, или натура, и творец всяческих. Ежели ученый не соединит оных трех предметов воедино и все свои познания не устремит к совершенному разрешению оной загадки – на какой конец человек родится, живет и умирает, и ежели он при учености своей злое имеет сердце, то достоин сожаления и со всем своим знанием есть сущий невежда, вредный самому себе, ближнему и целому обществу». – И далее: «Разврат в науках и проистекающее от оных роду человеческому зло происходят, как кажется, от незнания источника, из которого науки проистекли, и от незнания предмета, куда они текут и пиющих чистейшую их воду за собою стремиться возбуждают». (Цит. по книге: Русская философия второй половины XVIII века: Хрестоматия. Свердловск: Изд-во Урал. Ун-та, 1990. – СС. 161-162)

Оставить комментарий

avatar
  Подписаться  
Уведомление о