КАРАНТИННЫЕ ЧТЕНИЯ 2020. Эдичка Лимонов.

КНИГОХРОНИКИ ЛИТЕРАТУРОГОЛИКА. 2020

КАРАНТИННЫЕ ЧТЕНИЯ. Эдичка Лимонов.

Эх, давненько не писал я книгохроник. Всё рутина проклятая мешает. Нет, книги-то я, конечно, читал, как без этого. Тут и самоизоляция, и карантин на помощь приходили. Более того, я даже в мае (как давно, страшно подумать!) кой-чего набросал по поводу читанного. И вот только сейчас взялся за доработку оного. Уж не обессудьте. Но действительно, надо реабилитироваться, хоть и понимаю – нет мне прощения.

-Бездельник, лентяй!

-Замолчи, Макс!

-Не могу молчать! Ты беседу нашу о современной литературе когда допишешь? А ещё кучу проектов, а?…

-Всему своё время.

-Распыляешься, а время-то идёт.

-На то оно и время.

-В отличие от людей, время – вечно. А мы – конечны.

-Конечно, конечны. Я ж говорю, нижеследующий текст был начат ещё в мае. А сейчас я его подправлю, дополню и выдам. Я, между прочим, не гулял, а «Вирусные хроники» писал и натуральным хозяйством занимался. Сам зимой будешь ко мне приходить и канючить – то выпить ему дай, то закусить, а я в подвал – шасть – вот,  Максимыч, с дорогой душой, садись, поговорим.

-Ну ладно, фермер…

-Фермер – не фермер, но ты заказухами будешь перебиваться, а я для души всякое-разное писать.

-Ой, для души…

-Так, всё, разговор окончен. Не мешай!

***

Так вот, в марте 2020 года упокоился Эдуард Савенко, в литературно-общественном миру известный под псевдонимом Лимонов. Я неоднократно порывался ознакомиться с его творениями, но тут вот сама госпожа Смерть велела, а также последовавший за ней шквал соболезнований и признаний в любви лимоновских друзей, примазанников и прочих сочувствующих. Выяснилось, (по словам Прилепина и Дм.Быкова), что покойный был коренным русским гений-патриотом. Почему – нет?, всякий имеет право на мнение. Как любой землянин. И я в том числе.

Судя по биографии, Лимонов – дядька шебутной, этакий энерджайзер, акын постсоветской словесности, диссидент-патриот эксцентрически-нарциссического характера и, соответственно, поведения.

Правда, по моему скромному ИМХО, его роль в современной общеотечественной истории и непосредственно русскоязычной литературе сильно преувеличена. Да, на фоне нынешней графомании он выглядит мастером с большой буквы. Хороший рассказчик, независимо мыслящий, любящий приврать, для красного словца не жалеющий ни отца, ни мать, ни любовниц, ни прочих жизненных персонажей. Вместе с тем, приписываемые ему всяческие пророчества несколько надуманны. Что ж, короля делает свита.

Чёрт меня дёрнул начать знакомство с его творчеством с нашумевшего когда-то «Эдички». Именно – когда-то. Написана повесть (упорно называемая романом) в 1976-м, издана в 1979-м.

Ох, не с этого надо было начинать… Что уж теперь. Наверно, для пубертатного подростка, интересующегося литературой (есть такие? – в прошлом-настоящем-будущем) – зашло бы на ура. Для меня же, человека теперешнего, пребывающего в возрасте перманентного кризиса среднего возраста, откушавшего ресторанного Генри Миллера, пиццерийного Чака Паланика, столовско-общепитовского Чарльза Буковски, тошниловочного Владимира Сорокина, ну и вкусившего некоторых других авторов-натуралов грязной прозы – текст Лимонова показался пост-вторичным, потому и не зацепил. Даже местами отвратил – не матом, уж этим добром никого не удивишь, не напридуманными физиологическими подробностями озабоченного самца. Отвратил картинно-показушным нарциссизмом. Пожалейте меня, я такой няшка, такой молодой, а мне так тяжело в этой проклятой Америке, меня никто не любит, жена-сука от меня ушла и теперь мне некуда сунуть свой распрекрасный член, потому я хожу и сую его, куда ни попадя, в любую дырку, попутно подставляя и свои, говоря техническим языком, отверстия… Явный истероид, выплёскивающий на бумагу (на читателя) свои неизжитые комплексы. История болезни для психиатра (ну пусть – психолога). Все  мы – психи, но зачем эксгибиционировать так откровенно?

Условно представим две касты читателей этого лимоновского опуса: либеральные интеллигенты, представляющие продвинутых интеллектуалов:

–Это же прорыв, откровение, шедевр!.. Да, писатель должен саморазоблачаться, д.б. предельно искренен в проявлении своих чувств, не щадя ни себя, ни своих близких, всё – ради великой цели!

-Конкретнее, какой цели?

-Да какая разница! Вы не понимаете, противный, у каждого – она своя, великая. И отобразить её – значит стать великим из великих, гением из гениев, титаном из титанов. Вот я, например, лично советовал (-а) (-о) Эдику ничего не стесняться, быть собой. Он пожал мою му(-женственную) руку и сказал…

-Понятно. Спасибо.

А теперь – каста рядовых пролетариев.

-Чё за херь понаписал?! Не, ну правда, муйня какая-то, бабы, мужики, все вместе, вот блин! А ить как хорошо начинал, тоже ведь с нас, с работяг, тут штаны шил, там меблю грузил. Это всё  капитализьм проклятый его развратил! И чё ему тут в Союзе не жилось? Стал гнилой тилигенцией, одно слово. Эх, щас дать бы ему кувалду и зубило, а заодно и в рыло – и вперёд, вкалывай, шоб дурные мысли в голову не лезли. А я ж ему грил тогда ешо, не суйся, Эдька, за забор. Вишь, на нём плохое слово писано. Так рази он когда кого слушал? Сам проверить решил – вот и правда ведь оказалось. А помню, вот ещё мы с ним…

-Ясно. Спасибо.

***

Однако, мне, как пролетарию начитанному, сравнения в голову лезут: Довлатов, Набоков. И сразу – нет, не те уровни и планы. Довлатовский реализм – мягкий, спокойный, умный, пропущенный сквозь призму юмора – художественная переработка действительности без набрасывания грязи и дерьма. Набоков – да это вообще заоблачные высоты стиля и ума. Это подтвердит даже тот, кто только «Лолиту» его читал. У Лимонова уровень «Эдички»: «мама, мама, я покакал, вытри мне попу и зацени какашку!» Понятно, что такая детская непосредственность, столь ценимая друзьями-патриотами, ставится писателю в основную заслугу. Быть собой – важное качество, но мне сдаётся, что как писатель (и человек, конечно), Лимонов не вышел из подросткового возраста, не дозрел до взрослой особи. Отсюда и его постоянные метания по свету, участие в протестах, военных конфликтах, создание полутеррористической партии, отсидка в тюрьме, смена жён и любовниц и прочая безалаберщина подростковой непосредственности.

«Эдичка» – вещица пробная, первая, экпериментальная. По-хорошему, её не нужно было бы вообще выпускать в свет. Сжечь и забыть. Да вот – поди ж ты, нашёлся издатель. Лимонов же, спустя годы, сам говорил, что сейчас такое бы не написал.

Тем не менее, сами видите, даже я уделил ей много внимания – первое ведь из освоенного мной его наследия.

***

О следующих лимоновских повестях – вкратце.

«Подросток Савенко» – вторая его книга, мною прочитанная, намного лучше, качественнее и по слогу и по содержанию, хотя и перегружена некоторыми малоинтересными подробностями. Заметно выросло мастерство автора, и давно выросла и ушла в небытие харьковская шпана, описанная в книге. Самолюбования практически нет, ну да, не тот временной пласт, тем не менее, взросление главного героя – задрота и неудачника – кажется, становится шаблонным. О вторичности сего произведения можно не упоминать. Мировая классика знает более сильные примеры подобного класса литературы. Интересно, что некоторые критики ставят  «Подростка» на первое место во всём Лимоновском массиве. Что более чем спорно.

«Секретная тетрадь, или Дневник неудачника» – третья в ряду прочитанных мною повестей. Да, знаю, вроде не по порядку, в смысле циклов, но читалось, как получалось. По крайней мере, представление составить можно и решить для себя – возвращаться ли вообще к прочтению лимоновских опусов. Ну что?, – названная книжица – фактически дополнение к «Эдичке». Их можно было слить в одно произведение, но – воля автора. Написал, как написал.

По харьковскому циклу повестей неплохо бы сериал снять. Было бы интересно. Только где найти хорошего режиссёра?

Много разговоров об идеологии, заложенной в лимоновских произведениях. А что в ней нового? Всё тот же уровень террориста-подготовишки: «бей жидов (капиталистов, пофигистов) – нужное подставить – спасай Россию, мир, планету”.

Признаюсь, знакомясь с  произведениями сего автора, руководствовался советами друзей и блогеров. Попытался, по совету же, прочесть «Дед. Роман нашего времени». Вообще не пошлО. Осилил с десяток страниц и отложил. Ну неинтересны «Дедовские» описания всех этих подробностей мелкотравчатой оппозиционной борьбы с перечислением «героев», борющихся непонятно за что, непонятно с каким режимом, сидящих в какой-то тюряге и т.д. Скука несусветная. Пролетарий во мне говорит: «Не хрен чухнёй маяться, работать иди!»

Ну и пошёл я. Возможно, о лимоновских стишках поразмышлять…

17.05.20, 7-11.09.20

    Оставить комментарий

    avatar
      Подписаться  
    Уведомление о