Князь мира сего

Возвращаясь к «Масонским трудам» Лопухина отметим, что для них совершенно несвойственен какой-либо интерес к столь популярному в христианской традиции персонажу как дьявол. Всего два упоминания:

«Я не только должно не действовать, но и не видеть своего бездействия, кольми паче услаждаться им. Ибо через сие самоуслаждение может Люцифер мгновенно воздвигнуть в сердце престол свой. Собственность – гнездо греха, магнит, привлекающий родившаго ее и главное его орудие» (с. 98).

«Таким образом, в смиренной крестом натуре, таинственно зачатый новый небесный человек не должен быть обезображен от носящия его, впечатлениями ея самолюбия. Рожденный да скроется в крестную пустыню удаления от сует мира сего, да не погублен будет князем тьмы, в оном владычествующим» (с. 99).

Столь малое внимание к этому то ли понятию, то ли особе – это ещё одно ключевое отличие «внутренней церкви» в понимании Лопухина от христианства официальной церкви, для которой дьявол просто необходим. Весьма ёмкую формулировку на сей счёт находим в книге И. Р. Григулевича «Инквизиция» (М.: Политиздат, 1985):

«Откуда взялся и что из себя представляет дьявол? Библия не дает вразумительного ответа на эти вопросы. Все знаменитые богословы, начиная с Иринея, занимались проблемой дьявола. Созданный ими образ великого искусителя олицетворяет Зло. Дьявол, как его рисуют идеологи церкви, он же сатана, он же царь тьмы, князь ада и великий искуситель – главный враг бога, его соперник и хулитель. Дьявол – падший ангел, низвергнутый с небес богом за свои низменные пороки – зависть и гордыню, и с тех пор, вместе с ему подобными ангелами-изгоями, составляющими его многочисленное сатанинское воинство, неустанно и повсеместно стремится переманить на свою сторону верующих, завладеть их душами. Дьявол коварен, жесток, беспощаден, похотлив, безобразен, он, по словам св. Августина, «божья обезьяна». Одновременно он и соперник бога – величайший маг, волшебник и чародей, может перевоплощаться, принимать человеческое обличье, испаряться, преодолевать мгновенно огромные пространства, предоставлять «запродавшим ему душу» грешникам всевозможные земные блага и наделять их «вредительными» способностями. Он читает мысли людей, перемещает их тела с места на место, производит на свет монстров и занимается многими другими преступными и отвратительными делами. Если бог, по учению церкви, трехлик, то дьявол многолик, его преступным ипостасям несть числа…» (с. 157).

Итак, что же имеем? Что такое Иисус Христос по Лопухину? Именно ЧТО такое? – ибо КТО это такой – объяснять не нужно! По Лопухину – это Путь, Крест, правый путь, основанный на знании, на истине. А что такое дьявол, Люцифер, князь тьмы? – Это уклонение от пути. Левый путь, отказ от пути, от креста – во тьму невежества, незнания, в бездну тьмы, где тьма – это отсутствие света, знания, истины.

Согласно же официальной церкви имеем совершенно иную картину. И хотя приведённая нами формулировка взята из атеистического источника (слово «Бог» подаётся здесь исключительно с маленькой буквы) – но по сути она совершенно верна. В том смысле, что очень точно и ёмко характеризует церковный взгляд на дьявола.

Во-первых, указывается, что Библия не дает вразумительного ответа – и это действительно так, ибо разработка концепции дьявола датируется гораздо более поздним временем. В Библии же на этот счёт содержаться весьма противоречивые фрагменты, соединить которые можно лишь с очень большой степенью произвольности.

Во-вторых, показательно написание слова «Зло» с большой буквы. Таким образом подразумевается, что дьявол – это воплощение зла абсолютного. Но вопрос: может ли зло быть абсолютным? И к этому мы ещё вернёмся…

В-третьих, дьявол как соперник Бога – это не что иное как порождение дуализма, и то, в чём всегда обвинялись манихеи, на поверку оказывается лежащим в основе официального христианства.

В-четвёртых, фраза о том, что он неустанно и повсеместно стремится переманить, говорит об очень конкретной персонификации и о наделении дьявола собственной волей, собственными желаниями и потребностями.

В-пятых, то, что божественная трехликость и дьявольская многоликость ставятся в один ряд, свидетельствует о непонимании (вопрос только кого – того, кто пишет, или тех, о ком пишут?) качественно различной природы числовых этих значений. То есть дело здесь никак не в количестве (три и много), а в качестве: трехлик означает божественную троицу, интегральное единство, а многолик – дифференциацию! И ставить эти понятия в один ряд никак нельзя!

Итого, дьявол ненароком оказывается центральной фигурой христианства, о чём свидетельствуют высказывания как неофициальных, так и официальных его представителей. В книге «Пятый ангел вострубил» на странице 332 журналист Юрий Воробьевский цитирует святого праведного Иоанна Кронштадтского: «Упорное неверие в злых духов – есть настоящее беснование, потому что идет наперекор истине, наперекор откровению Божию. Господь пришел на землю именно для того, чтобы разрушить дела диавола и спасти от насилия его человека. Если нет диавола, то нет христианства, тогда пришествие в мир Сына Божия было бы не нужно. Но это нелепо. И опыт каждого из нас, и здравый смысл, история жизни Святых и история всех народов удостоверяет нас в бытии злых духов…»

Наиболее важна здесь весьма парадоксальная мысль о том, что если нет диавола, то нет христианства, предполагающая не что иное как необходимость ВЕРЫ в дьявола! А на следующей странице уже сам Воробьевский, осуждая евреев за то, что в их религии «нет ни бесов, ни дьяволов», доводит эту мысль до логического завершения: «Суть игры в прятки такова: если нет диавола, то нет и Бога. Об этом не договаривают еврейские теологи. Умалчивают».

Кто же в таком случае дьявол, если от него зависит существование самого Бога (!), и какова природа зла? Согласно Иоанну Кронштадтскому: «Все твари, особенно разумныя, словесныя и свободныя, Господь создал ради Себя, чтобы все служили Ему, и в этом служении их Творцу – их цель и вечная радость и блаженство (разумных тварей). Но в мире, не без предведения и попущения Божия, появился в числе разумных безтелесных существ величайший и сильный отступник Денница, со множеством других отторгнутых им от повиновения Богу духов, противник Богу, клеветник, ставший источником всякого зла в мире, и он-то, по чрезмерной гордости и злобе, хочет, чтобы люди не служили Богу, как и он, а ему – злому отступнику, чтобы вместе и погибать с ним вечно…» (Цит. по: Святой Праведный Иоанн Кронштадский. Путь к Богу. Дневниковые записи. Украинская православная церковь, Полтавская епархия, Спасо-Преображенский Мгарский монастырь, 2001 – с. 322).

«Диавол старается непрестанно хулить в наших помыслах и в грешных вожделениях все дела Божии – всю жизнь нашу извратить, ниспровергнуть, поставить, так сказать, вверх дном, – и все спасительныя намерения Божии касательно нас не допустить до исполнения, и вообще всю жизнь нашу растлить, уничижить и сделать бесцельною, скверною, достойною не Творца Бога, а диавола» (с. 367).

Таким образом, видим того самого Божьего соперника, о котором говорилось в формулировке Григулевича, полностью совпавшей с высказыванием канонизированного святого РПЦ. Но тут нужно уметь отделять зёрна от плевел. Отдавая дань уважения жизни и деятельности Иоанна Кронштадского, позволим себе усомниться в его метафизической подкованности. И в поисках другого подхода к данному вопросу обратимся к иным – «неправославным» – источникам.

https://svetloyar24.ru/sen-marten-i-bhagavad-gita/

Оставить комментарий

avatar
  Подписаться  
Уведомление о