Led Zeppelin 1975 Physical Graffiti (расшифровка)

На мой взгляд, этот двойной альбом является ключом к «легенде LZ». По идее, здесь невиданный доселе летун должен находиться на верхней точке траектории полёта, в стадии кульминации. На поверку же оказывается, что это тот самый момент – to go down like a lead balloon – когда он шлёпнулся об землю.

Physical Graffiti – это их экватор, перелом. До этого было главное топливо – нерастраченная энергия, которую они применяли к различным стилистикам. 1 – блюз, 2 – хард, 3 – фолк, 4 – смесь, 5 – кислота молодёжная.  Перепробовав все стили и израсходовав энергию, остался один путь – вниз, к земле, к физическим надписям на стенах.

Однако у фанатов и здесь принято писять кипятком, считая этот опус вершиной настоящей, не липовой. А так как целое состоит из частей, попробуем детально разобраться с каждым отдельным треком.

«Custard Pie» – по поводу первого трека есть два пучка мыслей. Первый – направление плагиат. Дело в том, что это компиляция из блюзов «Shake ‘Em On Down» Букка Уайта (Bukka White) и «Drop Down Daddy» Слипи Джона Истеса (Sleepy John Estes). Но это касается только слов и вокальной партии.

Сочинялось оно так. Пейдж придумывал тяжёлый рифф, и давал задание Планту сочинить текст и вокальную партию. А тот, недолго заморачиваясь, драл уже готовое у своих любимых блюзменов.

Но тут вот какая штука получается – второй пучок мыслей – направление индастриал. Тяжёлые риффы Пейджа вовсе не гармонируют со сладострастной тематикой блюза. Песенка называется «Пирожок с заварным кремом», текст весьма игривый, но всё это под тяжёлое индустриальное сопровождение. Заниматься сексом под такое громыхание могут только любители стиля индастриал (и вероятно фанаты ЛЗ).

 

 

 

«The Rover» – продолжение и развитие индустриальной темы. Изначальный рифф – как будто на производстве включили какой-то агрегат или на стройке – бетономешалку. На переднем плане здесь тотальный антиэстетизм, то есть полное отсутствие красоты – это и роднит их с Sex Pistols (Цеппелин вообще, а этот альбом более всего).

А ещё здесь на ум приходит творчество российской группы «Нюанс», в частности, их альбом «Бездомные» (1990). И вот какое дело: тексты, например, «Ублюдка» или «Электростанции» очень хорошо легли бы под музыкальное сопровождение Пейджа и Ко.

 

 

«In My Time of Dying» – песня 1927 года рождения, но подписанная почему-то авторством Пейджа, Планта, Джонса и Бонема. Видать, ребята из клана того самого бессмертного горца Маклауда.

Но всё бы ничего, если бы при сведении к индустриальному громыханию блюз не был убит на корню. Следствие того, что эти успешные белые мальчики по жизни не нюхали настоящего блюза.

И в результате это блюз не человека, а бетономешалки: вот я стою на стройке… в меня заливают раствор… и раскручивают… и так каждый день…

 

 

«Houses of the Holy» – несмотря на столь интригующее название про эту «песенку» особо и сказать нечего. При её прослушивании у меня возникает картинка: ремонт в квартире, забивание гвоздей… (а вообще, судя по названию, это неликвид с предыдущего альбома).

А вот на двух следующих стоит остановиться более подробно.

«Trampled Under Foot» – идея песни с отождествлением секса с автомобильными делами и даже один в один с различными сленговыми выражениями содрана у Роберта Джонсона, из его «Terraplane Blues». Но в этом уже нет ничего удивительного. Как говорится, поскреби любую вещь Лед Зеппелин и найдёшь то, с чего она содрана.

Но тут ситуация усугубляется ещё и тем моментом, что автомобильно-сексуальная тематика 3 года назад была блестяще реализована в песне «Highway Star», не будем говорить кого. И потому напрашивается сравнение, которое по всем статьям явно не в пользу «растоптанного ногами». А вторичность таким образом возводится в квадрат.

 

 

Наконец, «Kashmir», считающийся одним из главных шедевров группы. Ну, то, что на диске это лучшая вещь, сомнений не вызывает. А из личного опыта могу сказать, что в молодости какое-то время она была у меня хитом №1.

Но что о ней можно сказать сейчас, по прошествии многих лет? А то, что основная линия в виду своей монотонности довольно банальна, эмоциональный же эффект достигается в припеве благодаря восточным мотивам. Вот, в принципе, и вся загадка.

А насчёт тематики: рекомендую всем «Плавание в Византию» Уильяма Батлера Йейтса. «И вот я пересек миры морские И прибыл в край священный Византии. О мудрецы, явившиеся мне, Как в золотой мозаике настенной, В пылающей кругами вышине, Вы, помнящие музыку вселенной!» (Перевод Г. Кружкова).

Речь в данном случае не о плагиате, но говорить о какой-то особой оригинальности не приходится. Ничего великого в этой песне нет и замирать в священном трепете здесь не с чего. Такого добра в рок-пространстве можно найти сколько душе угодно.

И немного о мотивации. Говорить всё это я бы не стал, если бы эта песенка не подавалась как великое творение всех времён и народов.

 

 

Но это, как мы знаем, ещё далеко не всё. Поскольку диск, к сожалению, двойной. Отмечу, кстати, что стараниями мистера Пейджа вышли новые переиздания альбомов ЛЗ, где в дополнение к основному материалу имеется ещё и целый бонусный диск.

И вот ловлю себя на мысли, что второй диск Physical Graffiti воспринимаю как бонусный. Как будто собран весь неликвид. По сути так оно и есть и потому буду предельно краток.

Начинается второй диск с «In the Light» – в продолжение индустриальных пасторалей… утро на производстве… зашли в цех и и монтёр сказал: да будет свет… станки просыпаются… в течение 9-ти минут…

«Bron-Yr-Aur» – маленький инструментально-акустический кусочек из не вошедшего в LZ III.

«Down by the Seaside» – однозначно лучшая вещь на 2-й пластинке. То, что композиционно можно назвать крепкой эстрадной песней. В духе поздних the Beatles. Гармонически напоминает ещё Лео Сейера «When I Need You».

 

 

«Ten Years Gone» – вещица с зачатками мелодии, похожа на самоплагиат «The Rain Song». Инструкция как из ничего сделать песню.

«Night Flight» – а это уже отходы производства: стружка, опилки и прочий индустриальный мусор.

«The Wanton Song» – непредвиденный случай на производстве: сцена в туалете, у рабочего случился запор… со всеми трудностями…

«Boogie with Stu» – судя по тому, что среди авторов упоминаются некие Ian Stewart & Mrs. Valens, велика вероятность, что это буги тоже стырили. Но выяснять что и как нет необходимости – оно того не стоит.

«Black Country Woman» – “Снова мутит” – так называется следующий номер, однако по настроению он больше подходит к этому. О том, каково находиться на рабочем месте с бодуна…

«Sick Again» – не все опилки можно скинуть за раз, остатки индустриального мусора к концу рабочей смены… ну и по-прежнему мутит…

И что же видим в сухом остатке? «Trampled Under Foot», «Kashmir» и «Down by the Seaside». На мой взгляд, это самый слабый альбом LZ, на его фоне следующий за ним Presense – просто шедевр.

Очевидно, что главная ошибка – решение сделать двойной альбом. Ведь если выкинуть «Houses of the Holy», а взамен поставить «Down by the Seaside» – всё получается довольно компактно и вполне чики-пики, ничем не хуже 4-го. И главное – без перегруза. Тоже с мусорком, но без оного у них нет ни одного, за исключением 1-го, почти полностью состоящего из каверов.

 

1
Оставить комментарий

avatar
1 Авторы комментариев
Олег Жигайло Авторы недавних комментариев
  Подписаться  
новее старее большинство голосов
Уведомление о
Олег Жигайло
Гость
Олег Жигайло

Когда я давным-давно впервые на бобине услышал Физикл Граффити, то единственной песней, которая на меня произвела впечатление, была … Down by the Seaside. Вот в ней, действительно, всё безупречно – мелодия, исполнение, аранжировка, даже смена ритма. Нравится до сих пор. Конечно, также выделяются Trampled Under Foot, Kashmir. А из хардовых вещей, отметил бы The Rover. А так я никогда этот двойник и не считал цельным произведением. Просто цеппелины записали несколько песен для нового альбома, оказалось, что они чрезмерно затянутые и на один винил не вмещались по хронометражу. Поэтому просто решили добить двойник записями разных сессий, которые не вошли в предыдущие… Подробнее »