Neal Morse 2019 Jesus Christ the Exorcist

Никогда не интересовался творчеством Нила Морса, но когда нашёл в каталоге это название, пройти мимо не мог. Далеко не каждый из современных музыкантов способен взяться за что-то по-настоящему значимое.

С другой стороны, а не на многое ли замахнулся парень? Потянет ли? Тем более что, работая над этим альбомом, автор, конечно, не мог не знать, что его работа обречена на постоянное сравнение с классикой – шедевром Эндрю Ллойд Уэббера и Тима Райса «Jesus Christ Superstar» (1970).

Потом узнал, что Нил Морс обратился к религии – воцерковился – поэтому обращение к этой теме для него вполне органично. И вполне возможно, что он посчитал своим долгом создать в рок-музыке каноническую альтернативу вольнодумному творению Райса/Уэббера. И что получилось?

Это из тех вещей, которые с наскоку не берутся (синтез здесь на глубоком уровне). Нужно вслушаться. Сперва несколько раз прослушал с ютуба, затем купил диск – после второго раза начал входить в гармонию. Но там есть специфика, связанная как раз с религиозной стороной. Начало и конец – явно в соответствии с музыкой прославления – звучат несколько пресно (по-другому, наверно невозможно). Но в основе – в середине – после каждого прослушивания стал отмечать много интересных и красивых музыкальных ходов.

А вернувшись к диску накануне Пасхи, вот что на поверку обнаружил. Очень хороши Интродукция и Увертюра. Затем следует тема Иерусалима, вокальные партии подобраны тонко. На сцену выходит Джон Баптист (Мэтт Смит) – и вместе с ним та самая музыка прославления. Крещение Исуса – и здесь очень правильное решение вопроса – кто поёт от имени Бога (не Исуса, а именно Бога (God по-английски)? От имени Бога здесь поёт хор – как Целое.

Настоящая рОковая тема с гитарой Нила Морса начинается в искушении Исуса – сперва забойный рок-инструментал, а затем вступают певцы: партию Христа исполняет Тед Леонард (!), в роли дьявола – Рик Флориан (выше всяких похвал).

Мария Магдалина появляется здесь как женщина одержимая семью дьяволами – и в исполнении Тэлон Давид звучит настоящий женский блюз. Момент освобождения – прекрасная тема на гитаре. Затем очереднойй сеанс экзорцизма – изгнание бесов из гадаринского сумасшедшего. И музыкальная закрутка под стать неординарному этому действу. И кстати, вокальная перекличка бесов живо напомнила мне музыкальную алгебру Gentle Giant.

Ну и так далее. Ни инструментальная, ни вокальная планка нигде не провисает. Нельзя не отметить партии Иуды (Ник Д’Виргилио), Петра и Каиафы (оба – Джейк Ливгрен), сам Нил Морс исполняет партии Пилата, демона и ученика.

Так что же – можно сравнить всё это с «Суперстар»? Лучше оно или хуже? Ответить на это, пожалуй, невозможно. Вещь Уэббера/Райса – это уже классика, причём совершенная по форме – не подкопаешься. Но она слушана-переслушана.

А касательно содержания, Райс – это, понятно, апокриф, совершенно неприемлемый церковью и верующими, тогда как Нил Морс – совершенно каноническая версия. И это тоже несравнимо.

Но Гефсимания! У Уэббера/Райса кульминационной является «Гефсимания», с поразительной красоты мелодией, божественно исполненной в своё время Йеном Гилланом. Вот точка опоры, краеугольный камень, по которому можно испытать творение Морса на прочность – выдержит или не выдержит в сравнении с шедевром своих предшественников?

И что видим и слышим? Многоплановую вещь со множеством действующих лиц. Начинается с того, что Каиафа и фарисеи обдумывают как убить Исуса: «Мы собрались здесь сегодня по одной веской причине, И это не празднование святого сезона, Мы все хотим Его смерти, но как это сделать? Среди двенадцати есть один, Кто может помочь?»

И Дьявол входит в разум Иуды: «Я наблюдатель красного неба, Дух смерти. Я говорю в его уме, Он повторяет то, что я сказал. Я голос в его голове. Давай, Иуда, возьми его. Он такой сумасшедший, как говорят. Подумай обо всем хорошем, что ты сделаешь»
.
Всему этому действу сопутствует весьма драматическая музыка, но затем начинается очень короткая, но предельно пронзительная партия Исуса, мелодия которой вовсе не уступает знаменитой «Гефсимании» Эндрю Ллойда Уэббера: «Ты будешь ждать и молиться со мной? Пока моя душа в агонии, Ты останешься со мной на один час? О отец, возьми эту чашу у своего единственного сына. Но на всё не моя, но твоя воля… Вот они идут… Сын Человеческий предан в их руки».

Вот только очень жаль, что она столь коротка. Так же хрустально-прозрачна и тема крестной смерти, которая звучит в интродукции, и ею же заканчивается основное действие, предшествующее Воскресению. Так что на мелодику Нил Морс испытание выдерживает.

Но в то же время у него получилась гораздо более рОковая вещь, чем у Уэббера. Причём этот рок никак не современного разлива, а как будто непосредственно из 70-х. Как такое удалось? Да потому что тема настоящая, и не нужно выдумывать какую-нибудь чушь. Зато как иконописцу перед работой нужно месяц провести в молитвах, так и здесь – для того чтобы браться за такую тему, нужно очиститься. И тогда пиши как с чистого листа – и оно придёт.

Итого, после очередного прослушивания альбома Нила Морса «Jesus Christ the Exorcist» пришёл к выводу, что в рок-музыке это главное событие минувшего года. И ещё обратил внимание на тотальную инертность публики. Когда я обнаружил это творение, так сразу же и выставил его на всеобщие обзор и обсуждение. Реакция оказалась близкой к нулевой. Мыслить абсолютно не хотят. Полная окостенелость.

 

Оставить комментарий

avatar
  Подписаться  
Уведомление о