От барокко до рока… и ещё дальше – к поп-музыке

В Свиридовском зале Курской филармонии в полную силу прозвучал цифровой орган производства голландской фирмы «Йоханнус».

Инструмент воистину универсальный – при небольших габаритах на нём можно играть музыку самых разных жанров и направлений. Что и продемонстрировал солист Белгородской государственной филармонии Тимур Халиуллин, представив на суд курских меломанов сольную авторскую программу «От барокко до рока».

Представление началось с шедевров классической органной музыки, и первым номером здесь, конечно, является знаменитая Токката ре минор Баха. Это, по сути, визитная карточка как органной музыки в целом, так и проверка конкретного органа на качество звучания. Но как бы там ни было, а после исполнения Баха можно смело сказать, что новый цифровой орган Курской филармонии испытание прошёл успешно.

«Первым рокером эпохи барокко» назвал Баха Тимур Халиуллин.

– Конечно, я говорю в широком смысле, – пояснил музыкант. – Бах был экспериментатор. Не каждое его произведение дошло до слушателей, некоторые пьесы он писал в стол, потому что напряжённые гармонии, тяжёлое драматичное содержание не всегда принимались церковью. Возможно, и токката ре минор при жизни Баха не исполнялась в церкви.

За Бахом последовал его более удачливый при жизни современник – Георг Фридрих Гендель. Арию из оратории «Мессия» в сопровождении органа блестяще исполнила солистка Курской филармонии Светлана Саркисян.

В классическую часть программы, кроме того, вошли Токката си минор французского композитора-романтика Эжена Жигу, авторское переложение для органа фортепианной пьесы «Баба Яга» Модеста Мусоргского, а также «Пленение Иисуса» – замечательное произведение нашего современника – русского композитора румынского происхождения Дечебала Григоруцэ. И это, наверное, стало кульминацией концерта. Потому что дальше последовала рок-часть, где наметилась уверенная тенденция в сторону опрощения – к поп-музыке в ущерб полифонии.

Из обширного рок-арсенала Тимур Халиуллин выбрал знаковые произведения, о каждом из которых можно говорить особо. Это и «Белее бледного» группы Procol Harum, где впервые в рок-музыке была использована развёрнутая цитата из классики – опять-таки из Баха, – и положено начало направлению арт-рок или симфо-рок. Это и несколько пьес знаменитого композитора Эндрю Ллойда Уэббера. И «Палладио» Карла Дженкинса – композиция, которую в сети окрестили «Танго смерти» и почему-то приписали Антонио Вивальди.

А в завершение – целый набор рок-хитов. От сентиментальной песенки «Вчера» Пола Маккартни до «Шоу должно продолжаться» Брайана Мэя и группы Queen. Финальным же аккордом стал «Дым над водой» Deep Purple – и тут уже следовало подготовить танцпол, поскольку эта тема уже не столько для органа, сколько для рок-плясок.

Оставить комментарий

avatar
  Подписаться  
Уведомление о