Uriah Heep 1995 Sea of Light

Это напоминает картину Репина «Не ждали». Альбом вышел, когда его никто не ждал, когда уже и о существовании самой группы забыли. Из трёх последних на тот момент релизов лишь Raging Silence остался в памяти – как крайне неудачный для Uriah Heep. Equator и Different World вообще прошли незамеченными. Последними приличными были на то время Abominog и Head First, а это начало 80-х – по сути, другая эпоха. Казалось бы, группа навсегда стала достоянием истории.

И для того чтобы восстановить статус реально существующей и действующей единицы, нужно было доказать, что слухи о твоей смерти сильно преувеличены. Причём аргумент должен был быть настолько весомым, чтобы ни у кого не возникло даже тени сомнения. Короче, нужно было целое МОРЕ СВЕТА. И как это ни удивительно, таким аргументом оказался новый альбом.

Я прекрасно помню этот момент. Покупая пиратскую студийную кассету с записью Sea of Light, я думал, что это сборник классических вещей Uriah Heep, чему также способствовало оформление Роджера Дина. Но всё оказалось гораздо интереснее…

Это можно воспринимать как мистику, но выход  Sea of Light – а затем Sonic Origami, – иначе как чудом не назовёшь. Каким образом из ничего соткалось это звуковое и мелодическое великолепие?

Начиная с самой первой вещи «Against the Odds» нас подхватывает поток, лавина чистого хИповского звука, и через разнообразие красок, ритмов и форм несёт до замечательного финала. Уже в «Time of Revelation» слышим классическое их многоголосие – потому что в Хип, как водится, поют все! – и столь же классическое звучание гитары и органа. Всю неуверенность Different World – этого витязя на распутье – как рукой сняло – на новом этапе, в новом эоне они вновь достигают идеала звучания (за что отдельное спасибо продюсеру и звукоинженеру Калле Траппу). Но это не могло быть механическим переносом – так не бывает, – это образ 70-х с энергией 90-х.

Альбом можно разделить на три части. 1-3 – начало – заявка на победу; 4-9 – основа – утверждение серьёзности намерений; наконец, 10-12 – финал – который воистину апофеоз.

Главный смысл действа – это, во-первых, установление связи настоящего с прошлым. Через старый образ, который признан классическим, пропускается новая энергия, накладывается новая ритмика, в результате чего звучание становится одновременно и старым классическим, и новым современным.

Всё это хорошо просматривается, в частности, в энергетическом центре альбома – «Universal Wheels» и следующей за ней «Fear of Falling». Новая ритмика, новый драйв, ложащиеся на уже имеющуюся фактурную основу. То, чего напрочь не было на предыдущих дисках группы – фактурной основы.

А здесь… именно как новое в старом или старое в новом – как былой саунд, наполненный новой энергией и обрётший новую жизнь, воспринимается и мелодически красивая «Logical Progression», и архитектурно развёрнутая «Love in Silence», и шикарные номера финальной части альбома. «Words in the Distance» – одна из лучших на альбоме, совершенство во всех отношениях; «Fires of Hell (Your Only Son)» – мистический хард-рок, отсылающий как в прошлое («Shadows of Grief»), так и в будущее группы («War Child»); наконец, «Dream On» – песня-сон, песня-мечта, мосток к следующему альбому.

А во-вторых… Как относиться к музыке? Это просто услаждение обывательского слуха? В какой-то мере и так, не без этого. Потому что творец музыки стремится в том числе и к тому, чтоб его творение нашло отзыв у слушателя. Но это лишь в какой-то мере – как только такое стремление начинает доминировать, творец становится рабом. Рабом толпы, рабом собственного имиджа.

Чтобы такого не произошло, нужно всегда помнить, что миссия творца – в создании Храма. И этот момент очень хорошо просматривается на примере именно Uriah Heep.

Так уж получилось, что взяв в качестве названия (от фонаря) имя записного злодея из романа Чарльза Диккенса, Бокс, Байрон, Хенсли и Ко наполнили созданное ими музыкальное пространство морем света. Первые 5 альбомов группы – незыблемая недостижимая классика, с которой всегда будут сравнивать любое новое творение группы.

Но недостижима она в том смысле, что нельзя дважды войти в одну реку. Но можно – и нужно! – идти дальше, идти вперёд, идти покуда идётся. И альбом 1995 года Sea of Light по своему наполнению, по своей мощи превосходит всё, что было после «пятикнижия» (за исключением разве что Firefly).

Он оказался тем, чего не ждали. Неожиданным восстановлением Небесного храма святого Юрайя Хипа. Вернее, началом восстановления. На ступень выше, в ещё более тонком пространстве, процесс будет продолжен в вышедшем 3 года спустя Sonic Origami.

Оставить комментарий

avatar
  Подписаться  
Уведомление о